Глазами памяти. Образ русской усадьбы в фотографии. 1860–1920-е.

До 25.07.2016 в Государственном Историческом музее.

Экспозиция позволяет проследить эволюцию усадебной темы в отечественном фотоискусстве и ее основные сюжеты.

На выставке представлено 170 работ из собрания Исторического музея, дополненные фотографиями Мультимедиа Арт Музея и Музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Усадьба как основа дворянской жизни, экономики и культуры Российской империи была ярким выражением национального характера. Исчезнувший мир русской усадьбы оставил множество литературных и художественных свидетельств.

Фотографические образы, равноценные с исторической точки зрения, хотя и не равные по художественным качествам, создают разнообразную картину ушедшей усадебной культуры, поэтического мира родовых гнезд и частной жизни дворянских и купеческих семей.

Наблюдавший исчезновение усадебной культуры А.Н. Греч утверждал, что после 1930 г. ее следует воспринимать только «глазами памяти».

Усадьба предстает на выставке в нескольких ракурсах: парадные виды крупных имений, любительские фотографии из семейных альбомов и художественные изображения старинных парков и покинутых поместий.

Открывают экспозицию заказные виды усадеб, выполненные мастерами крупнейших ателье. Сюжет усадебных видов, особенности печати, а иногда и композиция определялись не только представлениями самого фотографа, но и пожеланиями заказчика.

На парадных фотографиях зафиксированы архитектурные комплексы и ландшафты, сняты владельцы в любимых имениях. Подобным образом запечатлены прославленные Остафьево, Архангельское, Ильинское, Поречье.

К уникальным примерам ранней усадебной фотографии 1860-х гг. относятся стереодагеротипы ателье «Т. Шнайдер и сыновья» с интерьерами Марьина, фотографии Никольского-Обольянинова, выполненные М.Н. Шерером, и Никольского-Прозоровского, созданные М.Б. Тулиновым.

Любительские фотографии, авторы которых – сами владельцы и гости усадеб, отличаются непосредственностью сюжетов и живостью композиции. В 1890–1910-х гг. стали широко распространенными изображения повседневной жизни в усадьбе.

Сюжеты снимков разнообразны: жанровые сценки (пикники, катание на лодке, пешие прогулки), портреты слуг и гостей, личные комнаты, милые сердцу укромные уголки парка и окрестностей.

В этот период появились и документальные фотографии, отражающие общественный интерес к изучению и сохранению русской усадьбы с ее художественными и историческими артефактами. Фотографы фиксировали особенности архитектурного ансамбля и интерьерного комплекса поместий.

В начале XX в. литературно и художественно оформился миф русской усадьбы.

Авторский взгляд фотохудожников привлекали пейзажи и детали, передававшие особое пассеистическое настроение усадебной жизни – поэзию умирания, уходящее величие.

Основные объекты изображения – усадебная природа и парк – стали одухотворенными, эмоционально окрашенными. Преображенному образу имения, словно сокрытому дымкой воспоминания, соответствуют приемы пикториальной фотографии.

Большинство работ происходят из фонда Русского фотографического общества – жемчужины фотоколлекции Исторического музея.

Фотографии А.С. Мазурина, Н.А. Петрова Н.С. Кроткова, В.Н. Часовникова, В.Н. Шохина демонстрировались на конкурсах и были отобраны для будущего музея светописи.

1920-е – последний значимый период развития усадебной темы. Огромный интерес к изучению усадебного наследия и поэтичность разоренных гнезд привлекали ведущих советских фотохудожников.

Фотоэтюды выдающихся отечественных мастеров А.Д. Гринберга, Ю.П. Еремина, П.В. Клепикова воплощают уже не прекрасное уходящее Серебряного века, а былое, безвозвратно утраченное, погибшее прошлое.

Выражаю благодарность пресс-службе Государственного Исторического музея за предоставленные материалы.

 

 

Информация (на 23.03.2016):

Государственный Исторический музей

Адрес: Красная площадь, дом 1-2 (ближайшие станции метро – «Охотный Ряд», «Театральная» и «Площадь Революции»)

Время работы: понедельник, среда, четверг, воскресенье с 10:00 до 18:00, в пятницу и субботу с 10:00 до 21:00, выходной день – вторник.

С 1 июня по 31 августа 2016 постоянная экспозиция Главного здания Государственного Исторического музея, Выставочный комплекс, Музей Отечественной войны 1812 года, Новый выставочный зал работают ежедневно без выходных дней.

Стоимость билетов – 350 рублей, льготные категории – 100 рублей. Подробнее о стоимости билетов и скидках >>

Смотреть еще

Галерея Парк Фотовыставка Без барьеров IX Всероссийского фотоконкурса о жизни людей с ограниченными возможностями

Без барьеров.

С 21.12.2023 до 14.01.2024 в Галерее «Парк».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *