Четверг , 25 апреля 2024

Уездный город Галич (1900-1930-е годы) в фотографиях Михаила Смодора.

До 10.04.2016 в Мультимедиа Арт Музее.

В рамках XI международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2016».

 Фотографии Михаила Смодора предоставлены Костромской областной общественной краеведческой организацией «Костромская старина». Его работы позволят совершить путешествие во времени и увидеть, каким был Галич и его обитатели в начале XX века.

На протяжении 30 лет Михаил Смодор бережно и кропотливо создавал фотолетопись города и его окрестностей. На его снимках – архитектура, пейзажи, жанровые и бытовые сценки из жизни галичан, лица простых рыбаков и почетных жителей города, а также автопортреты фотографа.

Михаил Маркович Смодор (1882-1942) родился в местечке Любавичи, Оршанского уезда, Могилёвской губернии. В течение семи лет он был учеником известного варшавского фотографа Якова Тираспольского.

Закончив обучение, Смодор недолго проработал в одном из московских фотоателье, чтобы набраться опыта и заработать денег для приобретения самой современной аппаратуры. В 1906 году он впервые посетил Галич. Приезжал, скорее всего, «на разведку», осматривался, посетил фотоателье потенциальных конкурентов, убедился в их несостоятельности, влюбился в город и его жителей, уехал, а спустя год вернулся, чтобы остаться в этом городе навсегда.

Получив разрешение губернатора, он открыл собственный павильон под названием «Универсальная фотография М. Смодора» и начал принимать первых клиентов, которые очень быстро оценили  качество фотографии и уровень обслуживания.

Смодор работал один, помощников не признавал, зачастую проводя в фотоателье по 20 часов в день. Заработанные деньги тратил на помощь семье,  книги, альбомы по искусству, подписки на фотографические журналы и т. д.

Именно любовь к книгам сдружила его с известным галичским книготорговцем и краеведом К. В. Палиловым. По его просьбе, Смодор начал снимать виды Галича, его архитектурные памятники, пейзажи озерного края и быт галичан, оставив потомкам бесценные свидетельства давно ушедшего времени.

Фотографические виды Галича, созданные Смодором, были хорошо известны в России. Они печатались в форме открыток многотысячными тиражами. К сожалению, нигде не указывалось имя их автора.

Страна переживала тревожное, смутное время. Революция, Гражданская война — павильон Смодора все больше пустовал, заказы были редки.

С началом НЭПа жизнь Михаила Смодора и его семьи стала налаживаться, вновь появились заказы. Вместе с тем расцвел самый нелюбимый им вид творчества: «снятие карточек с групп». В ателье фотографа хлынул поток советских служащих, предпочитавших становиться на групповых снимках плечом к плечу.

В 1921 году в Галиче открылось отделение Костромского научного общества по изучению края и музей общества, для которого Михаил Маркович много фотографировал, запечатлев жизнь Галича, и особенно Рыбной слободы.

Смодор дружил со многими рыбаками, ходил с ними на лов,  фотографировал рыбацкие семьи и артели, вникая во все подробности их жизни. Именно жители Рыбной слободы поддерживали Михаила Смодора и его семью в крайне тяжелый для него момент – в 1935 году по ложному доносу он был арестован и отправлен в ГУЛАГ на строительство канала «Волга-Москва».

В 1936 году на строительстве канала была организована фотослужба. Она занималась фиксацией трудовых успехов. Снимки публиковались в разных иллюстрированных изданиях, которые под нужным ракурсом освещали «динамику нашего строительства».

На одном из таких постов оказался больной и вконец обессилевший Михаил Смодор. Он занимался лабораторной работой и художественным оформлением плакатов, призывов, графиков соревнований изможденных работой бригад. Там ему очень пригодились уроки живописи, взятые у друга-художника.

В 1937 году «за ударную работу» Смодор был освобожден. Горожане встретили его по-разному, здоровье было расстроено, фотоателье ему больше не принадлежало и занятие фотографией больше не приносило удовольствия.

В 1941 году проводив на фронт старшего из сыновей, Михаил Смодор уже не смог окончательно оправиться от переживаний и болезней. Умер фотограф в Галиче, в 1942 году.

 

Выражаю благодарность пресс-службе Мультимедиа Арт Музея за предоставленные материалы. Все права на изображения защищены, использование без согласия правообладателя запрещено.

Корпоративный попечитель музея: Норильский Никель

Норильский Никель

 

 

 

 

Информация (на 09.02.2016):

Мультимедиа Арт Музей

Адрес: ул. Остоженка дом 16 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры Радиальная и Кольцевая»)

Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме  понедельника.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей.

 

Смотреть еще

Галерея Парк Фотовыставка Без барьеров IX Всероссийского фотоконкурса о жизни людей с ограниченными возможностями

Без барьеров.

С 21.12.2023 до 14.01.2024 в Галерее «Парк».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *