До 31.01.2016 в Московском музее современного искусства, здание на Петровке, дом 25.
Московский музей современного искусства представляет выставку-инсталляцию Германа Титова. Медитация о природе реальности и ее субъективной картине – так можно определить смысл проекта Германа Титова.
Путешествия по заброшенным местам российской провинции и северной Эстонии, изучение мебельного каталога, чтение классики и наблюдение за таинственной субстанцией – все это материал для восстановления авторского образа, сборки странного пазла.
В основе инсталляции три сюжета:
Первый – концовка американского фильма «Жена астронавта», где отчаявшаяся жена избавляется от мужа, который после возвращения из околоземного пространства изменился самым зловещим образом. Однако ее план избавления терпит крах: в момент смерти мужа прозрачная сущность, внедрившаяся в него во время космического полета, переходит в тело жены.
Второй сюжет связан с иллюстрированным каталогом советской мебели 1970-х годов. Каждый из его разворотов содержит цветную картинку и схематическое изображение гарнитура, не совпадающее с картинкой.
И, наконец, третья история связана непосредственно с автором инсталляции и его женой. Во время одного из авиаперелетов оба они были погружены в чтение: он – книги дзэнской монахини Дзию Кеннетт «Водой торгуя у реки», она – «Волшебной горы» Томаса Манна.
В какой-то момент Герман Титов хочет отметить в книге место, где говорится о том, что зрение обычного человека настолько же отличается от истинного зрения, насколько зрение больного катарактой – от нормального.
Сделать пометку нечем, Титов обращается с просьбой к стюардессе, и та приносит ему цанговый карандаш. В это мгновение художник замечает, как его жена совершенно переменилась в лице.
Оказывается, что просьба, обращенная к стюардессе, прервала ее чтение на том самом месте, где герой романа Ганс Касторп получает от своего приятеля цанговый карандаш.
Во всех этих сюжетах обнаруживаются родственные элементы, которые могут вывести к пониманию общей картины, а могут и увести в тупик. Так работа художника уподобляется практике детектива, выстаивающего версии преступления на основе разношерстных улик.
Разница, однако в том, что Герман Титов не стремится к созданию единственной правдоподобной версии, единой картины и даже к разгадыванию загадок. Скорее наоборот: он конструирует не очевидный универсум, а по большей части невидимый мультиверсум, в котором свобода интерпретаций вообще не лимитирована.
В неопределенности конечного смысла как раз и состоит его интрига, эстетический драйв произведения.
Инсталляция Германа Титова помещена в квадратный в плане зал ММОМА. Расположенные на противоположных стенах элементы образуют ясные пары, а их совокупность надежно запечатывается центральным объектом – белым кубом, своей формой повторяющим форму помещения.
Этот куб с аттракционом внутри, расположенный на пересечении экспозиционных осей, функционирует как генератор неопределенности персонального зрения-знания. Он-то как раз и служит смысловым ключом к проекту Германа Титова.
Выражаю благодарность пресс-службе Московского музея современного искусства за предоставленные материалы.
Информация (на 08.11.2015):
Московский музей современного искусства, здание на Петровке, дом 25
Адрес: улица Петровка, дом 25 (ближайшие станции метро «Чеховская» и «Пушкинская»)
Часы работы: с понедельника по воскресенье с 12:00 до 20:00, каждый четверг музей работает с 13.00 до 21.00, выходной – третий понедельник каждого месяца.
Стоимость билетов – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей. Посещение всех зданий музея по одному билету в день приобретения – взрослые 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.
Свободный вход в третье воскресенье каждого месяца.