До 20.01.2016 в Толстовском центре на Пятницкой, дом 12.
Аркадий Пластов (1893-1972) читал Льва Толстого всю жизнь, считал его несравненным художником и великим учителем. Толстовским подходом к изображению народа проникнуты многие его работы.
На выставке впервые в полном объеме будут представлены живопись и графика выдающегося художника XX века Аркадия Пластова из фондов Государственного музея Толстого, из личного собрания семьи художника, Государственной Третьяковской галереи.
Слово Толстого входит в сознание Аркадия Пластова в детстве: «Лимонно-желтая азбука Л. Толстого как будто только час назад раскрыла передо мной чудо звучащих и говорящих закорючек.
Крохотный синий томик Пушкина «Капитанская дочка», Жилин и Костылин Толстого, его мелкие рассказы, кольцовское «Что ты спишь, мужичок» – эти вещи были первые из литературных иллюстраций, что я пытался изобразить беспомощным карандашом».
В библиотеке его отца Александра Григорьевича, псаломщика сельской церкви и «большого любителя чтения», были «Русские книги для чтения» Толстого, которые издавались при жизни писателя огромными по тем временам тиражами.
Так деревенский мальчик прочел то, что как раз и адресовал ему великий писатель. Будущий художник, обучавшийся в симбирской духовной семинарии, был поистине воспитан словесностью.
Во времена юности Пластова Толстой был властителем дум, мыслителем и художником, формировавшим общественное сознание нации, привлекавшим к себе лучшие умы человечества.
Вслед за Л.Н.Толстым, его великой эпопеей, Пластов показал Великую Отечественную войну 1812 года как народную трагедию, народную войну и народную победу.
Художник обращается к текстам Толстого как иллюстратор в начале 50-х годов, когда его творческая зрелость достигает расцвета, когда уже написаны «Праздник урожая» и «Купание коней», восхитившее М.В. Нестерова «Стадо», апофеоз безжалостности войны «Фашист пролетел» и метафоры Победы и величия народного духа – «Жатва» и «Сенокос».
В экспозиции выставки иллюстрации Аркадия Пластова к повести «Казаки», роману «Анна Каренина». В это же время образ самого Л.Н. Толстого воплощается в творчестве мастера – «Встреча Л.Н. Толстого со слепцами», «Л.Н.Толстой в яснополянской школе».
Рассказ Толстого «Холстомер» не мог оставить Пластова, крестьянина и художника, равнодушным. Он сделал к повести более 12 листов, иллюстрируя все поэтически важные моменты.
Как и Толстой, живописец любил и знал лошадей. Для крестьянина лошадь испокон веков была частью бытия, кормилицей, труженицей, олицетворением богатства и счастья.
Работа над листами иллюстраций к повести «Холстомер» началась в январе 1953 года и продолжалась (видимо, с перерывами) больше года. 11 февраля 1954 года серия почти завершена.
«Я сегодня начал доканчивать последний лист к Холстомеру, будет всего 12 листов, оформление – паспарту – уладил и теперь буду их показывать в очень опрятном и выгодном виде».
«Холстомер» – это гимн жизни. В иллюстрациях «гадкая и величественная» старость лошади – прекрасна. Ведь по законам того живописного языка, на котором говорит Пластов, она гармонично вписана в окружающий мир.
Читая Толстого, Аркадий Пластов запечатлел в своем творчестве последний портрет русского крестьянства, исторический архетип класса, уничтоженного в двадцатом веке, сохранил в искусстве исчезающие образы русской жизни.
Информация (на 13.11.2015):
Толстовский центр на Пятницкой – филиал Государственного музея Л.Н.Толстого.
Адрес: улица Пятницкая, дом 12. Проезд до станции метро «Новокузнецкая».
Время работы: вторник, четверг с 12:00 до 20:00, среда, пятница, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00. Понедельник – выходной день.
Стоимость билетов: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 50 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.