До 31.10.2015 в ВЗ МСХ на 1-й Тверской-Ямской, дом 20.
Само название выставки Николая Крутова, Анатолия Пурлика, Ольги Рудаковой и Керопа Согомоняна говорит об области художественных поисков этих живописцев: полагаясь ли на опыт предшественников, изобретая ли свой собственный стиль, пластический язык, они движутся от реальных форм к полуфигуративной и нефигуративной живописи.
Анатолий Пурлик:
«Сюжетное и предметное начало представленных на выставке работ оказалось в подчиненном отношении к игре формы как таковой, в ее чистом виде. Реальные формы практически исчезают, почти не остается каких-то признаков уподоблений.
Каждый автор не ищет и такой самоценной законченности, которая в прежних – классических – экспозициях оказывалась вместе с тем частью целого. Другими словами, иконографическая общность представленных работ также возникает из типичного для всех авторов рассуждения о единстве формы и содержания.
Они сами себя чувствуют творцами, способными состязаться с общепринятыми тенденциями устоявшихся стереотипов в создании образа, своего пластического языка».
В творчестве Николая Крутова сейчас можно выделить два устойчивых направления: московский пейзаж и полуабстрактные полотна, местами напоминающие народное искусство, лубочную гравюру, тотем и святочные личины, а местами – композицию церковных росписей, их разворачивающийся по стене ритм.
Основа его картин – графическая структура плоскости, орнаментально распределенная на поверхности, а в построении пространства исследуется опыт кубизма.
Оторванный от реальности цвет и искажение форм в творчестве Анатолия Пурлика в первую очередь призваны передать эмоцию, настроение. Он отображает сиюминутное состояние – отсюда кажущаяся небрежность контура, прерывистые и растворяющиеся очертания, фовистические краски.
Это поэтическая игра с осмысленной «наивностью», со спонтанностью содержания – фантазийного или выхваченного из жизни, со сложной метафоричностью.
Холсты Ольги Рудаковой лаконичны и композиционно выверены. Фактура поверхности вызывает ассоциации с грубой штукатуркой, взрытой землей. Экспрессия форм, видимая спонтанность исполнения контрастируют с устойчивостью композиции и минималистичной палитрой, как правило, это 4-5 сдержанных локально положенных цвета.
Форма предметов создается обобщающими движениями широких мазков, определяется буквально одним-двумя пятнами. Букет цветов, инструменты, резвящиеся в натюрморте птицы, порой намекающие на некое символическое значение, – лишь отправная точка сюжета, главное же – напряженное бытие материи.
У Керопа Согомоняна собственная материальность предметов изображенного мира и их пространственные отношения в большей мере фундаментальны и неприкосновенны.
Тонкие взаимосвязи темного и светлого, теплого и холодного он старается по возможности сохранить как особую ценность, сообщаемую природой пейзажу, обликом модели портрету, бытием предметов натюрморту.
Он замечает интимные, лирические моменты повседневности. Живописные приемы, контур и пятно, обыгрывают реальные очертания предметов и фигур, образуя стройную композицию.
Александра Иванова
Информация (на 20.10.2015):
Выставочный зал Московского Союза Художников на 1-й Тверской-Ямской, дом 20
Адрес: ул. 1-я Тверская-Ямская, дом 20 (ближайшая станция метро «Маяковская»)
Время работы: понедельник – пятница с 11.00 до 18.30, суббота с 11.00 до 17.00, воскресенье – выходной день.
Посещение выставочного зала бесплатно.