Пятница , 29 марта 2024

Роберт Капа. Ретроспектива.

До 19.07.2015 в Мультимедиа Арт Музее.

В рамках Дней венгерской культуры в России МАММ представляет ретроспективу классика фоторепортажа, одного из основателей легендарного фотоагентства «Magnum» – Роберта Капы.

В экспозицию вошли 120 из 985 работ, приобретенных в 2008 году Венгерским Национальным музеем у Международного фотографического центра Нью-Йорка.

В их числе — знаменитые военные фоторепортажи, которые Капа снимал на протяжении всей своей жизни – гражданская война в Испании, японо-китайская война, Вторая мировая (североафриканский фронт, высадка союзников в Нормандии), война во Вьетнаме.

Другой раздел выставки посвящен портретам знаменитостей той эпохи – Ингрид Бергман, Пабло Пикассо, Эрнеста Хемингуэя и др.

Наконец, особый блок выставки составляют фотографии, сделанные Капой во время поездки в СССР. В Советском Союзе Капа побывал в 1947 году вместе со своим близким другом писателем Джоном Стейнбеком, и результатом их путешествия стала книга «Русский дневник».

«Он умел снимать и движение, и радость, и горе. Его фотоаппарат мог улавливать мысль. Он запечатлел мир», – вспоминал Стейнбек.

Роберт Капа, а точнее Эндре Фридман (псевдоним «Роберт Капа» появится только в 1936 году) родился 22 октября 1913 года в еврейской семье, владевшей в Будапеште модным ателье.

В подростковом возрасте он всерьез увлекся социалистическими идеями благодаря поэту и художнику-авангардисту Людвигу Кассаку. Будущая звезда военного фоторепортажа страстно мечтал о карьере журналиста – это позволило бы совместить его любовь к литературе с увлечением политикой.

В 1931 году он приехал в Берлин и поступил в университет на факультет журналистики, но из-за отсутствия денег проучился в университете всего год, а затем устроился лаборантом в берлинское фотоагентство «Dephot» («Немецкая фотослужба»).

Через некоторое время руководство отправило его в Копенгаген сделать фоторепортаж о выступлении Льва Троцкого перед студентами. Троцкий запретил вести фотосъемку, но молодому фоторепортеру все же удалось сделать несколько снимков. Это был его первый крупный репортаж, опубликованный во многих европейских изданиях.

После прихода к власти Гитлера Капа был вынужден покинуть Германию и некоторое время скитался по Европе. Сначала уехал в Вену, затем перебрался в Будапешт и, в конце концов, обосновался в Париже, где и произошли встречи, навсегда изменившие его жизнь.

Сначала он познакомился со своим соотечественником, фотографом Андре Кертешем, ставшим его другом и учителем, с Анри Картье-Брессоном и Дэвидом Сеймуром, а в 1934 году – с Гердой Таро, которая стала не только его близкой подругой, но и личным менеджером.

Начиная с 1936 года по поручению левого французского еженедельника «Regards» молодой фотограф неоднократно ездил в Испанию и снимал события гражданской войны.

Именно здесь сделана одна из самых известных его фотографий – «Смерть республиканца» (1936). Во время очередной атаки Капа, практически вслепую, сфотографировал падающего, смертельно раненого солдата.

«Смерть республиканца», напечатанная журналом LIFE и другими крупными изданиями, вызвала множество споров. Капа всем и всегда яростно отвечал, что на войне не должно быть постановочных кадров, а лучшей иллюстрацией является правда.

Несмотря на успех, продавать фотографии становилось все сложнее. Во-первых, в это время в Париже работал его однофамилец, а в журналах указывалась только фамилия автора. Во-вторых, Фридман плохо владел французским и не мог полноценно отстаивать свои интересы при общении с редакторами парижских изданий.

Тогда Эндре Фридман и Герда Таро придумали Роберта Капу – успешного американского фотографа, автора скандальных снимков и к тому же, по совместительству, владельца фотоагентства, в котором работали Таро, Фридман и Кертеш.

Добившись признания во Франции, Капа и Таро уехали в США, где Роберт Капа был представлен уже как знаменитый и богатый французский фотожурналист. Обман вскоре раскрылся, но это было уже неважно: в мире уже знали и любили фотографа Роберта Капу.

Во время Второй мировой Капа был корреспондентом журнала LIFE. В 1944 году он был единственным фотожурналистом, осветившим высадку союзнического десанта в Нормандии.

Капа также снимал военные события в Англии, Северной Африке, Италии, делал репортажи о боях в Арденнах, освобождении Парижа, объехал разрушенную Германию.

В 1947 году Роберт Капа вместе с Анри Картье-Брессоном, Дэвидом Сеймуром, Джорджем Роджером и другими основал агентство «Magnum». На сегодняшний день оно по праву считается одним из самых известных фотоагентств в мире.

В 1948 году, когда Египет, Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Саудовская Аравия и Йемен объявили войну только что образованному государству Израиль, и Капа отправился в зону военных действий.

Роберт Капа погиб 25 мая 1954 года от взрыва противопехотной мины в Индокитае, куда он уехал на съемку по заданию журнала LIFE.

С 1955 пресс-клуб США ежегодно вручает фотожурналистам «Золотую медаль Роберта Капы» за лучшие фоторепортажи, созданные с риском для жизни.

Выражаю благодарность пресс-службе Мультимедиа Арт Музея за предоставленные материалы. Все права на изображения защищены, использование без согласия правообладателя – запрещено.

В рамках Дней венгерской культуры в России

Дни Венгерской культуры в России

 

 


Официальные спонсоры Дней венгерской культуры в России: Гедеон Рихтер, ОТП Банк

Гедеон РихтерОТП Банк

 

 

 

 

Информация (на 19.05.2015):

Мультимедиа Арт Музей

Адрес: ул. Остоженка дом 16 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» и «Парк Культуры Радиальная и Кольцевая»)

Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме  понедельника.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей.

 

Смотреть еще

Галерея Парк Фотовыставка Без барьеров IX Всероссийского фотоконкурса о жизни людей с ограниченными возможностями

Без барьеров.

С 21.12.2023 до 14.01.2024 в Галерее «Парк».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *