До 28.09.2015 в Государственном музее А.С.Пушкина.
К 70-летию Великой Победы
Когда говорят пушки, музы молчат (Inter anna silent Musae), иначе говоря, «Когда страна ведет военные действия, искусство отходит на задний план». Это крылатое латинское выражение хорошо известно, но так ли оно бесспорно? Отнюдь.
И это в полной мере доказала Великая Отечественная война. Страшные испытания, обрушившиеся на советскую страну в 41 году, не только не отодвинули искусство и великое культурное наследие на последние планы, но наоборот, культура стала, своего рода, и оружием, и оберегом.
Почти пять лет вся страна жила под девизом «Всё для фронта, всё для победы!». И с первых дней войны рядом с защитниками Родины были деятели культуры, науки и искусства.
С концертами и лекциями они выезжали на фронт и в перерывах между боями выступали перед солдатами. В городах шли спектакли, открывались выставки, работали филармонии и кинотеатры. Большими тиражами печатались исторические произведения и классика.
Произведения литературы, музыки, живописи, прямое общение с мастерами культуры вдохновляли на подвиги и поддерживали силы, боевой дух и уверенность в победе. В героических примерах прошлого, в самих именах великих творцов Отчизны находил наш народ опору в дни военного лихолетья.
Одним из святых в годы Великой Отечественной войны стало имя великого русского поэта. «За Пушкина», так же как «за Родину» и «Москву», шли в смертельный бой. В годы лихолетья произведения Пушкина не раз переиздавались.
Особым спросом пользовались сборники небольшого формата – их брали с собой в боевой поход. Во многих солдатских вещмешках вместе с фронтовым пайком лежали томики стихов. С именем поэта на устах освобождали города. Именем Пушкина называли боевую технику – артиллерийские орудия, танки и самолеты.
Для многих тысяч людей именно Пушкин стал символом силы, веры и надежды… Мало кто знает сегодня, но в Москве, где с началом бомбежек были замаскированы и укрыты спецсредствами самые ценные объекты культурного и исторического наследия, по просьбам москвичей было принято официальное решение не закрывать памятник на Пушкинской площади.
Мистика ли это? Но ни одна бомба, ни один снаряд, даже в дни самых страшных артобстрелов, не разорвались в районе Пушкинской площади! Всю войну Пушкин стоял открыто и непоколебимо. Иначе не должно и не могло быть. Отряды бойцов, уходящих на фронт, старались пройти мимо памятника Пушкину. К подножию монумента они клали записки, в которых клялись в верности Родине и обещали вернуться…
Многие художники и деятели культуры обращались к пушкинской теме в годы лихолетья.
На выставке представлены портреты Пушкина работы Н.В. Ильина, И.С. Блохина, Н.А. Павлова, созданные в 40-е годы; иллюстрации к пушкинским произведениям и эскизы декораций к спектаклям, выполненные С.В. Герасимовым, К.И. Рудаковым, А.В. Фонвизиным и другими; афиши спектаклей и концертов, издания пушкинских произведений 1941-1945 годов.
Большой интерес представляют работы художников Т.А. Мавриной, А.А. Осмеркина, Э.Б. Берншейна, К.К. Лопяло, писавших виды Москвы и Ленинграда военных лет.
Во время войны Татьяна Маврина, большой друг и даритель музея, находилась в Москве. Тогда ею была выполнена серия акварелей с видами московских церквей.
В музее хранятся и представлены на выставки не только эти работы, но и уцелевший бесценный документ того времени – разрешение московский комендатуры на пленерную работу. Художнице пришлось просить об этом разрешении, после того, как ее чуть не арестовали во время рисования, приняв за немецкую шпионку…
На выставке очень много архивного документального и фото материала, связанного с жизнью во время войны музеев А.С. Пушкина в Ленинграде, Михайловском, Гурзуфе и Бахчисарае.
Например, сотрудники Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН) в Ленинграде продолжали заниматься наукой и спасением бесценных архивов в условиях блокады и эвакуации.
А трехлетняя оккупация немцами Пушкинского музея-заповедника «Михайловское» стала самой трагической страницей его истории. На фотоснимках запечатлены бесчинства фашистов в Святогорском монастыре, руины дома Пушкина, разбитые надгробные плиты на семейном кладбище Осиповых-Вульф. После войны сотрудники музеев героически восстанавливали разрушенные мемориалы.
Среди уникальных меморий, связанных с Великой Отечественной войной – том лирики А.С. Пушкина, пробитый осколком немецкого снаряда. История этого экспоната (как и многих других на этой выставке) – трогает до глубины души.
Информация (на 01.05.2015):
Государственный музей А.С.Пушкина
Адрес: улица Пречистенка, 12/2 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в четверг с 12:00 до 21:00, выходные дни: понедельник, последняя пятница месяца.
Стоимость билетов на выставку: 150 рублей.
Стоимость билетов на постоянную экспозицию: взрослые – 170 рублей, льготные категории – 50 рублей.
Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.