«Девкалион и Пирра»

В своем произведении итальянский художник В.И.Бриоски, обретший свою вторую родину в России, обращается к античному мифу о Девкалионе, сыне Прометея, и его супруге Парре, которые является одной из версий легенды о Всемирном потопе.
Возмущенный человеческими жертвоприношениями, Зевс решил погубить в потопе греховное людское поколение. Сын Прометея Девкалион спасся со своей женой Пиррой в ковчеге, построенном по указаниям отца. На девятый день потопа ковчег остановился на горе Парнас.
*******
Там крутая взнеслась гора двухвершинная к звездам,
Именованьем. — Парнас; облаков верхи ее выше.
К ней-то Девкалион — остальное вода покрывала —
С брачной подругой своей пристал на маленькой лодке,
320
Нимфам корикским они и гор божествам помолились,
Вещей Фемиде, тогда прорицалищем оным владевшей,
Не было лучше вовек, ни правдолюбивее мужа,
Богобоязненна так ни одна не бывала из женщин.
(Публий Овидий Назон «Метаморфозы». Перевод с латинского С.В.Шервинского)


Сойдя на землю, они отправились к святилищу титаниды Фетиды у реки Кефисс, где вознесли молитву о возрождении людского рода. Фетида ответила им: «Покройте головы ваши и бросайте кости праматери через голову!».
Девкалион и Пирра решили, что «кости праматери» — это камни — кости Геи. Они стали собирать камни и бросать их через голову; из камней, брошенных Девкалионом, появлялись мужчины, а из камней, брошенных Пиррой, — женщины.

*******
Хоть толкованьем таким убедил супруг Титаниду,
Все же надежда смутна, — настолько к советам небесным
Мало доверья у них. Но что за беда попытаться?
Вот и сошли; покрывают главу, распоясали платья
И, по приказу, назад на следы свои камни бросают.
400
Камни, — поверил бы кто, не будь свидетелем древность? —
Вдруг они стали терять постепенно и твердость и жесткость,
Мягкими стали, потом принимали, смягчившись, и образ,
После, когда возросли и стала нежней их природа,
Можно было уже, хоть неявственный, облик увидеть
405
В них человека, такой, как в мраморе видев початом, —
Точный еще не совсем, изваяниям грубым подобный.
Часть состава камней, что была земляною и влажный
Сок содержала в себе, пошла на потребу для тела;
Крепкая ж часть, что не гнулась совсем, в костяк обратилась,

410
Жилы же в части камней под тем же остались названьем.
Времени мало прошло, и, по воле Всевышних, каменья
Те, что мужчина кидал, и внешность мужчин обретали;
А из-под женских бросков вновь женщины в мир возвращались.
(Публий Овидий Назон «Метаморфозы». Перевод с латинского С.В.Шервинского)

Именно к моменту возрождения человеческого рода из камней обращались в основном художники Ренессанса и Барокко.
Однако в романтическую и героическую эпоху периода наполеоновских войн (картина написана в 1813 году) в центре внимания художника – тема любви, человеческие страсти и сильные чувства.


*******
Викентий Иванович (урожденный Виченцио) Бриоски родился в 1786 году во Флоренции и в местной Академии постигал азы художественного мастерства под руководством Пьетро Бенвенути (1769–1844). В 1811 году 24-летний Бриоски приехал по приглашению в Санкт-Петербург, где продолжил занятие исторической живописью
21 декабря 1812 года ему была задана программа на академика «представить Каина, осуждаемого Господом за братоубийство, и бегущего от гнева Божия», а пока он был записан в число назначенных к баллотированию в академики,яко не принадлежащий к цеховым малерам».
1 сентября 1813 года Викентий Бриоски, «по большинству баллов», получил за эту картину звание академика.

*******
В 1817 году Бриоски, согласно его прошению, был определен в Императорский Эрмитаж для реставрации картин.
В 1817 году «находящийся при Эрмитаже реставратором картин живописец Пиролли по прощению его за старостью лет и слабостью здоровья уволен от службы с выдачей ему награждений единовременно годового жалования 4500 рублей».
Хранитель Эрмитажа Ф. И. Лабенский совместно с руководством Академии художеств объявляет конкурс на замещение вакантной должности. На него откликнулись два художника: обучавшийся у Пиролли реставрации академик живописи В. Бриоски и художник Ф. Бенчини.
Претендентам были выданы для полной реставрации две поврежденные картины, первому «Похищение Гинимеда» — копия с Микеланджело (тогда считался подлинником), а второму «Св. Варвару» Андреа дель Сарто.
Комиссия, состоявшая из знаменитых в то время художников, дала такую оценку их работ: «Трудно дать преимущество одному из упомянутых художников, то кажется было бы не бесполезно для императорского Эрмитажа иметь их обоих». 30 апреля 1819 года после долгих просьб Лабенского оба реставратора заняли достойное им место.
*******
Эрмитаж нередко командировал В.Бриоски за границу для исполнения разных поручений по художественной части. В 1822 году Бриоски поместил ряд литографий в альбоме, которые представляют картины Эрмитажа, по которым из персон высшего света ставились живые картины.
Викентий Бриоски был известен и как портретист. Два портрета из собрания Государственного Русского музея представляют нам лиц из высшего круга знати Российской империи, что свидетельствует о положении художника в обществе.


Константин Яковлевич Булгаков (1782-1835) – петербургский почт-директор, тайный советник, с 1831 – директор почтового департамента. Алексей Самуилович Грейг (1775-1845) – адмирал, кавалер высших российских орденов, отличился в Русско-турецкую войну 1828-1829 годов, принимал участие во взятии Анапы и Варны.
Викентий Иванович Бриоски умер в 1843 году в Санкт-Петербурге.
Всю дополнительную информацию и об условиях приобретения вы можете узнать обратившись в Галерею «Веллум»
Галерея Веллум
Адрес: Москва, ул. Пречистенка, 30/2, галерейный центр «Артефакт»
Часы работы: ежедневно с 11.00 до 21.00
Телефон: 8 (495) 776–33–31; 8 (495) 695–13–53 доб. 147
www.vellum.ru