«Адис-Абеба», 1898

Работа Владимира Васильевича Полякова (1859 — ?) написана в период работы в Абиссинии (Эфиопии) первой русской чрезвычайной дипломатической миссии, которая, по сути, явилась одной из первых посольств России в Африке. В этом смысле, картина является уникальным документом дипломатической истории Отечества.
Создание миссии последовало сразу за военной попыткой расширения Италией колониального влияния в Абиссинии. Итальянцы потерпели сокрушительной поражение от войск абиссинского негуса Менелика II в битве близ городка Адуа, что само по себе стало мировой сенсацией. Правительство Николая II сочувствие посрамленной Италии выразило, но миссию в Адисс-Абебе создало незамедлительно.

Председатель совета министром Российской империи С.Ю.Витте чрезвычайно убедительно аргументировал необходимость выполнения интернационального долга: «… Абиссиния, в конце концов, страна полуидолопоклонническая, но в этой их религии есть некоторые проблески православия, православной церкви, то на том основании мы очень желали объявить Абиссинию под своим покровительством».
Но главной неожиданностью исследуемой работы является личность всадника. На фоне здания госпиталя, в окружении ашкеров (воинов) из племени амхара или оромо, вооруженных гуарде и щитами гаща в праздничных одеждах (ашама с красной полосой надевались только по особым случаям), на муле, «поседланном абиссинским нарядным седлом, в парадной упряжи с золотым ошейником» восседает кавалерист в форме офицера лейб-гвардии атаманского полка.
Среди «миссионеров» носить такой мундир мог только один человек. В дневниках участников экспедиции, в частности Булатовича А., перечисляются чины всех членов миссии: «… начальник конвоя сотник лейб-гвардии атаманского полка Краснов и 21 нижний чин (18 казаков гвардейской казачьей бригады, 2 казака лейб-гвардии Донской батареи и 1 рядовой лейб-гвардии гусарского полка)». Иконографическое сходство несомненно только с одним из членов миссии.

Это тридцатилетний начальник конвоя Пётр Краснов, в дальнейшем, — одна из самых одиозных и харизматичных фигур белоказачьего движения – генерал, атаман Всевеликого войска Донского, повешенный в 1947 году в Бутырской тюрьме за пособничество гитлеровской Германии.
Эту точку зрения разделяют ведущие историки-африканисты В.Морозов и С.Агуреев. Не надо говорить, что практически все изображения Краснова, как злейшего врага, после революции 1917 года были уничтожены. Так что уникальность полотна очевидна. Мы имеем единственный сохранившийся прижизненный портрет Белого Генерала. Причем написан он был задолго до того, как Краснов стал вызывать острейший интерес широкой общественности. Задолго до его появления многочисленных портретов и фотографий в разного рода изданиях.
Художник написал Краснова, которому за виртуозную джигитовку на празднике, посвященном вручению верительной грамоты Николая II , был пожалован Менеликом II «офицерский крест Эфиопской звезды 3-й степени и мул в парадной упряжи с массивным золотым ошейником».

Необходимо пояснить, что мулы в Абиссинии ценились значительно дороже лошадей. За мула, по воспоминаниям миссионеров, просили 80 талеров, тогда как конь стоил – тридцать. Позднее верхом на наградном муле сотник совершил беспримерный переход в порт Джибути.
Посланный со срочным донесением в Санкт-Петербург, Краснов покрывает расстояние в 1000 вёрст до порта за месяц, тогда как миссии потребовалось на это три месяца. В Петербурге за свою расторопность сотник Краснов получил чин подъесаула и был награжден орденом Св.Станислава 2-й степени, Французским орденом «Почетного Легиона».
Впечатления о путешествии вылились в книги «Казаки в Африке. Дневник начальника конвоя Российской Императорской миссии в Абиссинии в 1897/1898 году» (1900) и «Любовь абиссинки» (1903).
*******
Личность автора художника Владимира Васильевича Полякова остается для нас в тени. Выпускник Академии Художеств (1881-1884) В.В.Поляков прибыл в Абиссинию на собственные средства в составе небольшой экспедиции «для создания картин природы и быта».
Позднее, он остался при дипмиссии, где были написаны портрет негуса Менелика II , который в настоящее время хранится в Музее антропологии и этнографии Санкт-Петербурга и портреты членов его семьи. По впечатлениям поездки Владимир Поляков создал ряд крупных полотен. Среди них «Прибытие абиссинского посольства в Россию», находящуюся сейчас в Государственном Эрмитаже.

В Кунсткамере хранится репродукция еще одного его полотна с дарственной надписью «Дорогому Уважаемому Александру Богдановичу Ганике от В.Полякова» — «Въезд Высочайшей Миссии Московского Белого Царя в столицу Эфиопии».

И еще одна большая парадная работа В.В.Полякова 1906 года – «Тронная речь императора Николая II на приеме членов Государственной Думы в Зимнем дворце по случаю открытия Первой Государственной Думы», которая в настоящий момент находится в Музее политической истории в Санкт-Петербурге.

В архивных материалах Владимир Поляков упоминается как топограф, исполнитель географических карт (см. «Отчет «Экспедиции в область Уаллага, 1904 г»»). Возможно, разгадка причин его недостаточной известности кроется именно в этом. Топографические исследования проводились, как правило, в интересах военного ведомства Российской Империи, чья политика. По понятным причинам, не предполагала широкой огласки.
Правомерно предположить, что именно поэтому имя В.В.Полякова почти не упоминается в экспедиционных отчетах, реестрах и прочих документах. Возможно, именно близость к разведке сыграла с Владимиром Поляковым злую шутку, воспрепятствовав его известности на Родине. Это при том, что художник и путешественник, автор полотен , исполненных африканской экзотики и приключений, несомненно должен был вызвать пристальный интерес не только среди ценителей живописи, но и в кругах этнографов и исследователей Африки.
Интернет-портал Cultobzor.ru благодарит своего партнера Галерею «Арка» за предоставленные материалы.
Галерея «Арка»
г. Москва, Брюсов переулок, дом 2/14, строение 3
Телефоны:
+7(495) 629-89-46
+7(495) 629-06-10
+7 916-575-79-32