До 19.04.2015 в Мультимедиа Арт Музее.
В 1910–1930-е годы художники-авангардисты стали искать вдохновение в сновидениях, фантазиях и глубинах бессознательного: возникло движение, получившее название «сюрреализм».
Впервые этот термин использовал Гийом Аполлинер в 1917 году. Однако уже за 30 лет до «официального» возникновения сюрреализма появились открытки, демонстрирующие необычайное художественное воображение и удивительную техническую изобретательность их создателей.
Выставка «Сюрреалистический иллюзионизм» перенесет зрителя в увлекательную, но при этом почти забытую эпоху индустриальной фотографии начала XX века и позволит по-новому взглянуть на истоки современного фотоискусства.
В конце 1890-х годов в Европе появилось множество фабрик, специализировавшихся на новой форме популярного искусства.
В ту пору фотографии не печатались на открытках полиграфическим способом, как это делается сегодня: открытки изготавливались посредством фотографических процессов экспозиции и проявки.
Почти все открытки, представленные на выставке, – это самые настоящие фотографии, отпечатанные на бромосеребряной бумаге и раскрашенные вручную.
Фотографические открытки начала XX века интересны тем, что за сто лет до возникновения «Фотошопа», для их создания использовались разнообразные приемы фотомонтажа: комбинирование фотоизображений и рисунков, множественная экспозиция и др.
Открытки, вошедшие в выставку, являются связующим звеном между символизмом 1890-х годов и сюрреализмом 1930-х.
В той же мере, в какой некоторые из них предвосхищают стилистические и технические приемы, характерные для радикального искусства более позднего периода, они несут на себе и отпечаток символизма конца XIX века.
Многие сюрреалисты были страстными собирателями старых почтовых открыток. Самым известным из них – был Поль Элюар. Его примеру последовали и другие — Андре Бретон, Жорж Юнье, Ханс Беллмер, Ханна Хёх, Пабло Пикассо, и наконец, Сальвадор Дали, который писал:
«Мы, сюрреалисты, поворачиваемся спиной к изящному искусству и обращаемся вместо этого к почтовой открытке. Она является самым динамичным выражением коллективного сознания. Влияние открытки столь глубоко и постоянно, что сравнимо с психоанализом.
Сюрреалистическая революция реабилитировала почтовую открытку – наряду с автоматическим письмом, сновидениями, умопомешательством и объектами примитивного искусства».
Именно в фотографических открытках сюрреалистический эффект проявлялся особенно ярко: фотографии в силу ее жанровых особенностей присущ элемент реализма, который затем с помощью монтажа, коллажа, ретуши и ручного окрашивания преобразовывался в нечто иное.
«Сюрреалистические» фотооткрытки предвосхитили новации модернизма, и даже принципы цитирования и иронии, присущие постмодернизму.
Выражаю благодарность пресс-службе Мультимедиа Арт Музея за предоставленные материалы. Все права на изображения защищены, использование без согласия правообладателя – запрещено.
Проект представлен:
При поддержке:
Посольства Финляндии в России
MasterCard
Информация (на 26.02.2015):
Мультимедиа Арт Музей
Адрес: ул. Остоженка дом 16 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» и «Парк Культуры Радиальная и Кольцевая»)
Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.
Стоимость билетов: взрослые – 400 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 150 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей.