Пятница , Февраль 21 2020
Главная / Картины с историей / Алексей Кондратьевич Саврасов.

Алексей Кондратьевич Саврасов.

«Пикник»

На аукционе «Русская живопись 19-20 вв» Аукционного Дома «КабинетЪ» представлена картина с уникальной для творчества А.К. Саврасова многофигурной жанровой сценой.

 

Алексей Саврасов "Пикник"
Алексей Саврасов "Пикник"

 

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897)

«Пикник» — Конец XIX в.

Холст, масло. 79 х 60 см

Справа внизу авторская подпись: «А. Саврасовъ».

Оформлена в старинную золоченую деревянную раму.

Экспертное заключение ГРМ от 24.03.2014 г.

Экспертное заключение НИНЭ им. П.М. Третьякова от 28.04.2014 г.

Происхождение:

Собрание З.Б. Минкиной, Москва;

Собрание Е.М. Непало, Москва;

Частное собрание, Москва.

******

В основе сюжета этого исключительно редкого полотна, по-видимому, есть элементы автобиографического повествования.

В конце жизни, Саврасов зачастую был вынужден писать на продажу повторения своих былых шедевров – зимние пейзажи и различные вариации картины «Грачи прилетели» и т.п.

Тем более ценной для него была возможность написать какой-то новый сюжет, переосмыслить окружающую его действительность. Возможно, по заказу одного из случайных знакомых, его «трактирных почитателей», желавшего запечатлеть атмосферу знаменитых подмосковных гуляний, художник и создал «Пикник».

Сцена чаепития проходит в «декорациях» лирического пейзажа, с излюбленными приемами художника – струйками голубого дыма и высокими соснами в лунном свете – отсылающими к одной из самых удачных его картин 1880-х гг. «Ночка» (1883).

 

Алексей Саврасов "Ночка" 1883 Частное собрание
Алексей Саврасов "Ночка" 1883 Частное собрание
Алексей Саврасов "Осень. Сокольники" 1880–1890-е Оренбургский областной музей изобразительных искусств
Алексей Саврасов "Осень. Сокольники" 1880–1890-е Оренбургский областной музей изобразительных искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В своей необычной работе Саврасов совместил «видение художника» с «чувствами обывателя», передав особую атмосферу праздника, которую так ценили московские жители на гуляниях в подмосковных парках.

На картине привлекает внимание одинокая фигура старика, из-за пролеска созерцающего чужой праздник жизни. Не свое ли присутствие изобразил художник, отразив чувство одиночества, преследовавшего его в те годы?…

Самым известным местом загородных гуляний были Сокольники. Традиция застолий и пикников в Сокольниках восходит ко временам Петра I, который в любимых охотничьих угодьях своего отца поселил пленных шведов и с удовольствием принимал участие в их праздничных застольях, посвященных празднику весны – 1 мая.

В парке специально была прорублена Майская аллея, вдоль которой накрывались столы. Москвичи с удовольствием проводили время на природе и когда в 1826 г. император Николай I передал царские охотничьи угодья под строительство дач, многие состоятельные горожане прикупили себе участки.

Сюда проложили конку, осветили парк газовыми и керосиновыми фонарями. С 1 мая в Сокольниках открывался сезон гуляний. Для развлечения публики устраивались представления и концерты.

Знать разъезжалась на лето в свои имения, а в Сокольники на знаменитые чаепития приезжали рабочие, мещане и студенты. Вокруг Сокольников располагалось множество больниц для простого люда.

Среди гуляющей публики промышляли карманники. Летом в здешних лесах московские нищие собирали грибы и ягоды для продажи и пропитания.

 

Алексей Саврасов "Лосиный остров в Сокольниках" 1869 ГТГ
Алексей Саврасов "Лосиный остров в Сокольниках" 1869 ГТГ

 

К.А. Коровин так описывает свою прогулку в Сокольники с И.И. Левитаном, А.П. Чеховым и другими студентами и соучениками по МУЖВЗ:

«Перед нами была просека, где лежал путь железной дороги. Показались столы, покрытые скатертями. Много народу пило чай… Самовары дымились… Мы тоже сели за один из столиков, – чаепитие было принято в Сокольниках.

Сразу же подошли разносчики… Булки, сухари, балык, колбаса копченая наполняли их лотки…». Упоминания о подобных чаепитиях есть в произведениях А.И. Островского и А.П. Чехова.

Частыми посетителями чаепитий были художники и студенты художественного училища. Такие поездки были и веселым времяпрепровождением и наблюдением за природой и людьми.

Первым с призывом наблюдать натуру, природу выступил руководитель пейзажной мастерской Московского училища живописи, ваяния и зодчества А.К. Саврасов.

А.К. Коровин в своих воспоминаниях об учителе писал: «Ступайте в природу, – говорит он нам, – Там – красота неизъяснимая. Весна. Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. <…> Природа вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше наслаждения созерцания природы».

В 1880-е – 1890-е гг., уже покинув Училище, Саврасов постоянно бывал в окрестностях Москвы, неоднократно писал пейзажи Лосиного острова, Сокольников и Марьиной рощи.

По воспоминаниям К.А. Коровина, в это время Саврасов воспринимал жизнь как «темный страшный подвал», к жизненным неурядицам и постоянному безденежью добавились проблемы со зрением.

Но несмотря на это, оставалось ощущение, что для художника «романтика бессмертна» и «нет выше наслаждения созерцания природы».

 

Алексей Саврасов "Пикник" (фрагмент)
Алексей Саврасов "Пикник" (фрагмент)
Алексей Саврасов "Пикник" (фрагмент)
Алексей Саврасов "Пикник" (фрагмент)

 

 

 

 

 

 

Гравер И.Н. Павлов вспоминал об одной встрече с Саврасовым, произошедшей в начале 1880-х гг. в Строгине: «Вечерами на высоком берегу Москвы-реки я часто видел лежащим некоего старика в длинной серой блузе, с седой бородой <…>

Я как-то спросил его: Что же ты тут, дедушка, делаешь? – Я, милый, – отвечал он, – наблюдаю природу… Природу … понимаешь ты? После я напишу картину…. – А кто же ты такой будешь? – все любопытствовал я. – Я художник Саврасов…».

*****

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897) – живописец. Учился в МУЖВиЗ (с перерывами) у К. И. Рабуса. В 1850 г. получил от ИАХ звание неклассного художника и звания академика.

Экспонировал свои работы на выставках МУЖВиЗ (1851–1866, с перерывами) и ИАХ (1854–1878, с перерывами). Принимал активное участие в деятельности Московского общества любителей художеств и Общества поощрения художников.

В 1870 г. стал одним из основателей и экспонентов ТПХВ. С 1872 г. — член Правления Товарищества, в 1873 г. — кассир и распорядитель московского отделения.

В 1857–1882 гг. руководил пейзажным классом в МУЖВиЗ. Произведения находятся в ГТГ, ГРМ, ГИМе, Киевском музее русского искусства, ГМИИ им. А. С. Пушкина и др.

 

*****

Всю информацию по участию в аукционе и о представленных произведениях вы можете получить в Аукционном доме «КабинетЪ» – справки по телефонам (499) 238-29-30, (499) 238-14-69.

Аукционный Дом КабинетЪ

 

Check Also

Топ-5 самых дорогих художников-москвичей.

Топ-5 самых дорогих художников-москвичей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *