До 22.02.2015 в ГМИИ имени А.С.Пушкина.
Выставка продолжает традицию знакомства с произведениями великих мастеров Ренессанса, предоставленными крупнейшими художественными собраниями Италии – венецианской Галереей Академии, национальной галереей Марке из Урбино и городской картинной галереей “Франческо Подести”в Анконе.
В христианской традиции Мадонна, держащая на руках Младенца, – центральный сюжет как в византийской иконописи, так и в живописи итальянского Возрождения, а образ Богоматери находится в центре повествования о Спасении.
В западной культуре, начиная с XII века, а затем в живописи Возрождения, не отрицавшей того, что закреплено византийской традицией, изображения Девы Марии являются не только иконами; символические атрибуты не утрачивают своего значения, однако теперь картины обретают не только сакральный, но и общечеловеческий смысл.
Отныне это образы матери и младенца, наделенные индивидуальными чертами, исполненные неподдельного переживания, образы, не только напоминающие о божественном начале и о величии Богородицы, но и пробуждающие чувства.
В эпоху Возрождения при знатных дворах в Мантуе, Ферраре и Урбино, а также в Венеции написанные на досках небольшие богородичные образы, в которых присутствовали наделенные символическим смыслом детали, выполняли почти ту же функцию, что и иконы в восточной традиции, где большинство икон писалось не для церквей, а для частных заказчиков.
В экспозиции представлены работы живописцев второй половины XV века, объединенные одной темой – Мадонна с Младенцем. Помимо исключительной художественной значимости произведений, они позволяют понять, что между западной и восточной христианскими традициями есть не только различия, но и глубокое сходство.
Выставка дает возможность зрителю проникнуть в суть того, как в эпоху Возрождения понимали и трактовали один из главных христианских образов.
Центр экспозиции – знаменитая картина Пьеро делла Франческа «Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами», или «Мадонна Сенигалья» (1491), из Национальной галереи Марке в Урбино.
Несмотря на многочисленные исследования, до сих пор нет объективных данных, позволяющих окончательно ответить на вопросы о том, какие смыслы в ней скрыты и каковы обстоятельства ее создания.
Мастер изображает Богоматерь с Младенцем, следуя византийскому иконографическому типу Одигитрия, то есть Путеводительница: Мадонна – заступница людей перед Господом – указывает рукой на Младенца как на Спасение.
Поток света символизирует Христа. Изображение восседающей на троне Богородицы с Младенцем на коленях и двумя архангелами за спиной восходит к образцам V–VI веков. Классические пропорции фигур создают ощущение торжественности.
Строгость персонажей картины напоминает христианские мозаики или византийские иконы. Каждая деталь – от белой розы в руке у Иисуса до украшений из жемчуга и коралла, плетеной вазы, льняного полотна – имеет символическое значение.
Одеяние Младенца похоже на одеяние античных философов, пламя свечи означает Страстную седмицу, ткань – занавесь Иерусалимского храма. В художественном решении особую роль играет колорит, построенный на сочетании белого и оттенков голубого и серого цветов.
На выставке также показаны работы современников Пьеро делла Франческа, творчество которых связано с городами Северной Италии. Это произведения Джованни Беллини, Карло Кривелли, Козимо Туры. У каждого мастера свое понимание темы, своя драматургия ее раскрытия.
Возможность увидеть шедевры Пьеро делла Франческа, Козимо Туры, Карло Кривелли и Джованни Беллини тем более ценна для российского зрителя, ввиду отсутствия произведений этих мастеров в коллекциях отечественных музеев.
Информация (на 19.12.2014):
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – основное здание
Адрес: улица Волхонка, дом 12 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)
Время работы: вторник, среда, пятница – воскресенье – с 10:00 до 19:00, в четверг с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник
Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.