Вторник , Апрель 20 2021
Главная / Художники / Г / Грабарь Игорь / Игорь Эммануилович Грабарь.

Игорь Эммануилович Грабарь.

«Золотая осень».

Пейзаж «Золотая осень» смело можно назвать одной из самых значимых работ, созданных в наиболее плодотворный период творчества мастера – в начале 1900-х гг. Выразительность и блестящее решение задачи передачи нюансов освещения на пленере ставят эту картину в один ряд с классическими шедеврами И.Э. Грабаря – «Иней», «Февральская лазурь», «Березовая чаща»

 

Игорь Грабарь "Золотая осень"
Игорь Грабарь «Золотая осень»

Грабарь Игорь Эммануилович (1871–1960) — «Золотая осень» 1904 г.

Холст, масло, 98,8 х 65,5 см. Справа внизу авторские подпись и дата: ≪И.Грабарь 1904 г.≫. Кромки холста подведены.

Оформлена в старинную золоченую деревянную резную раму. Экспертное заключение НИНЭ им. П.М.Третьякова от 30.06.2014 г.

23 000 000 – 30 000 000 руб.

*****

 В начале 1900-х гг. Грабарь искал новые приемы пейзажной живописи. В своих воспоминаниях он записал слова Ф.А. Малявина, выражавшие общее мнение: «Как же ты не понимаешь, что после Левитана нельзя уже писать пейзажа. Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. Пейзажу, батенька, крышка».

Грабарь же был убежден, что «ни пейзаж, ни портрет и вообще ничто в живописи не может остановиться, а будет расти и эволюционировать». Именно поэтому он продолжал упорно писать подмосковные пейзажи – типичную природу средней полосы России. Наиболее полно его талант пейзажиста проявился во время работы в Дугино, где незадолго до того работал И.И. Левитан.

 

Игорь Грабарь "Белая зима. Грачиные гнезда" 1904. ГТГ
Игорь Грабарь «Белая зима. Грачиные гнезда» 1904. ГТГ
Игорь Грабарь "Угасающий день. (фрагмент)" 1904. ГТГ
Игорь Грабарь «Угасающий день. (фрагмент)» 1904. ГТГ
Игорь Грабарь "Отблеск зари" 1904. НХМ РБ
Игорь Грабарь «Отблеск зари» 1904. НХМ РБ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картина «Золотая осень» создана в «дугинский период» творчества И.Э. Грабаря – 1910-е гг. В своей автобиографии художник писал: «я застрял [в Дугино] и на вторую зиму, на второй, третий, четвертый и на тринадцатый год, превратившись в одного из старейших дугинских аборигенов.

Эти тринадцать лет были самыми кипучими как в моей художественной деятельности, так и в деятельности литературной, архитектурно-строительной и в значительной степени и музейной».

Усадьба Дугино принадлежала художнику-любителю Николаю Васильевичу Мещерину. Впоследствии художник женился на племяннице владельца усадьбы Валентине Михайловне Мещериной. В доме Мещериных была создана большая мастерская, в которой работали многие знаменитые художники.

«Оказалось, что в Дугине перебывали все известные московские художники, которых привлекало радушие и гостеприимство хозяина, деликатность его натуры и наличие несомненного дарования» – вспоминал И.Э. Грабарь.

В это время художник исследовал различные эффекты света и увлекался девизионизмом – техникой, для которой характерно письмо чётко различимыми мазками, рассчитанными на оптическое смешение красок в глазу зрителя.

«Мне страстно хотелось работать, главным образом писать зиму, снег, иней, развивая далее то, что удалось до сих пор достигнуть… Хотелось передать эффект белого снега на белом небе, с белой березой. Эта белизна без белильности, кажется, удалась. <…>

Картина, названная мною, в соответствии с задачей, которую я себе поставил, «Белая зима», очень понравилась Серову, сказавшему мне на выставке: – Трудная задача, а вышла у вас. Зима – действительно белая, а белил не чувствуешь. – Это впечатление достигнуто тем же способом несмешения красок на палитре, а смешения их на холсте… ».

 

Игорь Грабарь "Березовая чаща" 1907. Частное собрание, Москва
Игорь Грабарь «Березовая чаща» 1907. Частное собрание, Москва

 

Природа Дугина завораживала художника: «Вот она, типичная подмосковная природа. Куда ни взглянешь, все красиво, все хотелось писать, все было лучше, чем в Наре, чем в Титове. Я в первый же день проехался, чтобы ознакомиться с окрестностями Дугина, которыми остался очень доволен, особенно обилием берез.

Это странное дерево, единственное среди всех  белое, редко встречающееся на Западе и столь типичное для России, меня прямо заворожило. <…> В Дугине перед домом стояла славная березовая рощица, в конце которой, на выходе в поле, был так называемый «кружок» – группа в несколько особенно живописных берез, красиво изогнутых и ритмично расположенных».

Березы стали одним из излюбленных пейзажных мотивов Грабаря. Он писал их зимой, ранней весной, летом и осенью, каждый раз восхищаясь «ритмом веток» и цветовыми сочетаниями листьев. Неоднократно писал он небольшую рощу около главного дома: «Мне удалось написать один удачный большой солнечный этюд березовой рощи, одетой в золото, купленный П.П. Рябушинским».

Стоит отметить, что художник называл этюдами очень большие картины. Кроме «Золотой осени» он назвал этюдом и «Мартовский снег» (80х62 см). Впоследствии дугинские картины И.Э. Грабаря экспонировались на выставке Союза русских художников в Москве зимой 1908–1909 гг. – последней выставке, на которой появилась столь значительная серия работ Грабаря.

 

Игорь Грабарь "Золотая осень (фрагмент)" 1904
Игорь Грабарь «Золотая осень (фрагмент)» 1904

 

Грабарь Игорь Эммануилович (1871–1960) – живописец, пейзажист, педагог, искусствовед, музеолог. Действительный член ИАХ (1913), действительный член АН СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956).

В 1882–1889 гг. посещал занятия Московского общества любителей художеств. В 1889–1893 гг. учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, но выбрав карьеру художника, в 1894 г. поступил в ИАХ. Занимался в мастерской И.Е.Репина. Затем посетил Париж и Мюнхен.

Член обществ: «Мир искусства» (с 1901), СРХ, ОМХ. С 1903 г. выставлял свои работы в России и за рубежом. В 1906 г. принял участие в выставке русского искусства, устроенной Сергеем Дягилевым в рамках Русских Сезонов. Был художественным критиком, занимался исследовательской и просветительской работой.

Писал искусствоведческие статьи в журналах «Мир искусства», «Весы», «Старые годы», «Аполлон», «Нива» и др. Редактор и один из главных авторов издания «История русского искусства» и серии монографий «Русские художники».

В начале 1913 г. Московская городская дума избрала И.Э. Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Продолжал активно участвовать в художественной жизни страны и после революции. До 1925 г. был директором ГТГ, директором ГЦХРМ (1918–1930), МХИ (1937–1943), Всероссийской АХ, профессором, доктором искусствоведения.

Вел активную работу по сбору из разоренных дворянских усадеб произведений искусства и формированию Музейного фонда СССР. Работы художника хранятся в ГТГ, ГРМ и других крупнейших музеях страны.

*****

Всю информацию по участию в аукционе и о представленных произведениях вы можете получить в Аукционном доме «КабинетЪ» – справки по телефонам (499) 238-29-30, (499) 238-14-69.

 

Аукционный Дом КабинетЪ

 

Check Also

Антикварные галереи и аукционный дом КабинетЪ. Аукцион 39 (110).

Антикварные галереи и аукционный дом КабинетЪ. Аукцион 39 (110).

24.04 и 25.04.2020.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *