Понедельник , Декабрь 11 2017
Главная / Выставки / Выставки в 2014 году / Выставки в октябре 2014 / Лев Саксонов. Живопись. Графика.

Лев Саксонов. Живопись. Графика.

До 05.10.2014 в выставочном зале МОСХ на Кузнецком Мосту, дом 20

Художнику Льву Григорьевичу Саксонову исполняется 85 лет. К этой дате приурочена его персональная выставка в Выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком мосту, 20. Здесь представлены как живописные, так и графические работы Льва Саксонова.

Основной для себя художник считает графику. Его метод работы над каждым листом заставляет припомнить, как создавали свои произведения известные мастера первой половины XX века, когда в поисках пластического решения каждое изображение переделывалось скрупулёзно, по много раз. Здесь та же самая ситуация. Бывает, что над одним листом Лев Саксонов раздумывает годами.

О его методе стоит сказать отдельно. Лев Саксонов комбинирует офорт с масляной пастелью, гуашью, реже — акварелью, что и образует его «смешанную технику».

Дмитрий Смолев в статье «Сон, убеждающий в подлинности бытия» («Наше наследие», № 90–91, 2009) писал: «Офорт и пастель… представляются настолько несхожими по своей природе, нацеленными на столь разные художественные задачи, что их комбинация в пределах одного произведения могла бы показаться почти парадоксальной».

Дело не в том, что масляная пастель, гуашь или акварель играют роль «цветового наполнителя»; художник ни в коем случае не «раскрашивает офорт», а комбинирует техники совершенно по-своему, зачастую печатая офорт по красочному слою. Это его «ноу-хау» в изобразительном искусстве. Можно сказать, что Лев Саксонов продлил жизнь офорта, который на сегодняшний день из-за трудности исполнения фактически выпал из репертуара графиков.

Нельзя считать, что живопись для Льва Саксонова находится на втором плане. Зачастую он предпочитает локальный цвет, добиваясь с его помощью особой выразительности — на границе с публицистичностью, но не переходя этой границы.

А порой, создавая многоцветные, многослойные тональные красочные полотна, на которых мерцающий фон словно порождает, выталкивает из себя тему, он выходит за пределы того, о чём можно «рассказать словами», соединяя визуальный и вербальный ряд.

Бывает, что человек, внимательно относящийся к вопросам техники, остаётся совершенно равнодушным к предмету изображения. Бывает также, что изобразительное и нравственное начала связаны слабо. Однако это не случай Саксонова.

Перед нами мастер, глубоко осмысливающий не только методы творчества, но и действительность за пределами искусства, пропускающий всё через себя, остро реагирующий на болевые точки мироустройства. Для сравнения вспомним, что у А. Камю есть роман «Посторонний»; так вот Лев Саксонов ни в коей мере не является «посторонним» для мира, он душевно погружается в проблемы, препятствующие человеку стать человеком.

Весь спектр трагических вопросов современности — от Холокоста до алкоголизма, уносящих жизни миллионов, от гибели русской деревни и до существования бездомных животных, — пронзает художника, толкая к творчеству. Возникают отдельные темы, ложащиеся в основу живописно-графических серий.

Серии не существуют изолированно; отдельные мотивы, как, например, «Падение Икара», железнодорожная станция, знаковые для Льва Саксонова красные дома (из детских воспоминаний о Воронеже), поезд, мост или автопортретный образ, возникающий то здесь, то там, связывают их в единое смысловое целое.

Особо нужно сказать о серии иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Можно без преувеличения сказать, что Лев Саксонов единственный из русских художников так много работал над этим произведением. Это не иллюстрации в строгом смысле, но попытка уловить атмосферу, передать не столько букву, конкретное содержание, сколько дух.

Иногда кажется, что в каких-то работах Саксонов очень близко подходит к разгадке творческой личности самого гениального итальянца. Так, наверное, и происходит на самом деле диалог культур.

Драматичное, порой трагичное искусство Льва Саксонова глубоко человечно. Сложнейшая художественная ткань как будто выступает проводником для глубоких, нелёгких раздумий о мире, о его нравственных основах, о силе человеческого разума, о неотменимой необходимости любви и сострадания.

Вера Калмыкова

 

 

Информация (на 02.10.2014):

Выставочный зал Московского Союза Художников на Кузнецком мосту, дом 20

Адрес: Кузнецкий Мост, дом 20 (ближайшие станции метро «Кузнецкий Мост» и «Лубянка»)

Время работы: понедельник – суббота с 12:00 до 19:00, выходной день – воскресенье

Стоимость билетов – 40 рублей.

 

 

Check Also

Память. Из творческого наследия Абрама Малахина.

Память. Из творческого наследия Абрама Малахина.

До 28.05.2017 в ВЗ МСХ на Кузнецком мосту, дом 20.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *