«Женщины в тени деревьев. Бискра».

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878–1939) — живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). В 1893–1895 гг. учился в Классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре. Увидев его работы, известный архитектор Р.Ф. Мельцер предложил художнику продолжить образование в Санкт-Петербурге в ЦУТР барона Штиглица. В 1897–1905 гг. учился в МУЖВЗ у В.А. Серова. В 1900 г. работал на керамическом заводе в селе Всехсвятском. В 1905–1908 гг. занимался в частных студиях в Париже. В этот период посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907).
В 1911 г. стал членом объединения «Мир искусства», в 1924 г. – объединения «Четыре искусства». После 1917 г. много работал как график и театральный художник. Писал рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи. Был одним из реорганизаторов системы художественного образования. В 1918–1933 гг. преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГСХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА. В августе 1932 г. был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ). Произведения хранятся в ГТГ, ГРМ, Саратовском художественном музее им. А.Н. Радищева, Доме-музее М.Волошина в Коктебеле и др.

В начале 1900-х К.С. Петров-Водкин длительное время провел в странствии по Европе и Северной Африке. Этот период времени он оценивал для себя как ключевой. Это было время формирования его собственного живописного почерка, обретения творческой самоидентификации. С апреля по июнь 1907 года художник путешествовал по Алжиру и Тунису.

20 мая 1907 года художник находился в Бискре – городе-оазисе на северной границе Сахары, откуда писал жене: «…я действительно получил здесь уйму впечатлений. Впечатления более величественные, чем прекрасные. так как что-то очень проникновенное указывает мне на сущность земного существования».
(Петрова-Водкина М.Ф. Мой великий русский муж… Саратов: СГ ХМ им. А.Н. Радищева, 2008. С. 10).

При съемке в ИК-диапазоне излучения был выявлен ряд авторских изменений в композиции. Первоначально на рисунке рядом с группой сидящих женщин располагались еще две фигуры слева, на заднем плане просматриваются силуэты отдыхающих верблюдов. Рисунок сопровождается большим количеством авторских технических пометок на французском языке. Наличие этих изменений и надписей позволяют предположить, что данный набросок был выполнен художником по живым впечатлениям и позднее доработан в мастерской.

В переписке К.С. Петров-Водкин неоднократно упоминал о проблемах при работе с натуры. Многие мусульмане находили неподобающим и греховным изображение людей и иногда на этой почве у живописца происходили стычки с местным населением. Этим можно объяснить некоторую небрежность и беглость рисунка, художник очевидно торопился запомнить впечатление, зафиксировать композицию с контрастными сочетаниями тенистых зарослей с залиты солнцем пастбищем.
Глебова О.С.
Всю информацию по участию в аукционе и о представленных произведениях вы можете получить в Аукционном доме «КабинетЪ» – справки по телефонам (499) 238-29-30, (499) 238-14-69.
Аукционный дом «КабинетЪ». Предаукционная выставка >>