Понедельник , 20 мая 2024

Магия тела. Живопись и скульптура 18-20 веков.

До 14.12.2014 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу.

Впервые в Третьяковской галерее создается выставочный проект, целиком посвященный теме обнаженной натуры в отечественном изобразительном искусстве. Проект реализуется в два этапа.

Первый из них – данная выставка, второй – выставка графики, которая откроется в октябре 2014 года. Магия тела и культура тела будут представлены как источник творческих переживаний и как объект познания пластических форм для художников разных эпох и направлений.

Культурологические различия между понятиями «голый», «нагой», «обнаженный», принятыми в современной филологии, проявляются и в сфере изобразительного искусства. Опасность жанра ню, привлекательного для многих художников, заключается в том, что при изображении обнаженной натуры мера вкуса и уровень мастерства проявляются особенно очевидно и остро, так как напрямую определяют умение передать не ситуацию «раздетости», а эстетический образ «наготы».

Произведения художников 18-20 веков, как всемирно известных, так и малознакомых, позволят увидеть, как их авторы решали эстетические и нравственно-этические проблемы, которые волновали современников.

В разные эпохи свойствами обнаженной натуры становились аллегоричность и иносказательность или конкретика, осязаемость и телесность, иными словами материальность, чувственность или идеализированная отстраненность. Этими качествами художники наделяют героев мифов и античных богов, конкретных персонажей и неизвестных натурщиков.

Структура экспозиции раскрывает основной жанровый диапазон, в котором нагота была отправной точкой творчества русских живописцев и скульпторов.

В разделе «В зеркале мифа» собраны произведения исторического и мифологического жанров искусства XVIII – первой половины XIX века. Именно в этих жанрах раскрывается разница отношений художников классицизма, романтизма и раннего академизма  к обнаженной натуре.

Работы конца 19 – начала 20 века, представленные в разделе «Мастерская художника», позволяют проследить, как от упражнений в классах учебных заведений художники приходили к самостоятельной постановке задач.

Например, при изображении обнаженной натуры для В.А. Серова и его ученика Н.П. Ульянова были важны «правда» и простота, а для Н.И. Фешина – декоративная прихотливость, служившая превращению позирующей модели в эффектный образ, соединяющий реальность с фантазией.

Сцены, в которые художники включали изображения обнаженной натуры, представлены в разделе «Ракурсы и сюжеты»: от «сладостных» образцов «итальянского жанра» до брутальных полотен последователей «Бубнового валета», от строгой и сдержанной стилистики К.С. Петрова-Водкина, лишавшей натуру природной массивности, до ироничной игривости картин Т.А. Мавриной.

Особенности эстетики 1920–1930-х годов считываются в произведениях  И.Д. Шадра, В.И. Мухиной, А.А. Дейнеки. В них благодаря ясности и простоте форм раскрывается образ целомудренной красоты. Это плоть, наполненная витальными, созидающими силами.

Узнаваемая конкретность сочетается с аллегорической отвлеченностью в произведениях живописцев второй половины XX века: Д.Д. Жилинского, Е.Е. Моисеенко, Н.И. Андронова, Л.Н. Кирилловой. Один из центральных экспонатов выставки – картина А.А. Пластова «Весна» (1954), которая в свое время произвела сенсацию воплощением не гедонизма или эротизма, а извечной красоты женской телесности, вызывающей восхищение, любовь и преклонение.

Позволяя зрителю рассмотреть историю изображения обнаженной натуры русскими художниками на протяжении трех столетий и проследить основные закономерности развития этой темы, выставка одновременно предоставляет возможность для эстетического переживания и любования лучшими образцами отечественного искусства.

 

 

Информация (на 18.09.2014):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10. Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – с 10.00 до 19.30, в четверг с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник

Стоимость билетов – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей.

 

Смотреть еще

Графика Владимира Конашевича. ГТГ.

Графика Владимира Конашевича.

С 26.03 до 01.09.2024 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *