Вторник , 16 апреля 2024

Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги.

До 30.11.2014 в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Новый выставочный сезон Третьяковская галерея открывает масштабным сборным тематическим проектом. «Драгоценная оправа…» и представит зрителю разные аспекты взаимодействия живописного произведения и его обрамления на протяжении нескольких столетий – с ХIII по ХХI век.

Важно, что в обзор истории картинной рамы введен период новейших художественных течений – это первое в отечественной практике исследование в рамках данной темы эпохи 20 – начала 21 века.

Создавая своеобразную антологию «диалогов» картины и рамы, кураторы выставки соединяют два главных метода искусствоведения – формально-стилистический и феноменологический.

Первый метод ориентирован на описание и анализ формы произведения искусства. В экспозиции будет представлена стилистическая эволюция рамы как предмета декоративно-прикладного искусства. Феноменологический подход основан на исследовании не самих вещей, а опыта личности, познающей их.

На основе такого подхода проанализированы и будут представлены зрителям принципы взаимодействия картины и рамы, в том числе значение рамы как границы произведения искусства и роль декора рамы как комментария к живописной работе.

Выставку составят около 150 произведений из собраний Третьяковской галереи, Исторического музея и из нескольких частных коллекций. Помимо монументальных живописных произведений в обрамлениях и рам, экспонируемых отдельно, зрители увидят шедевры декоративно-прикладного искусства малых форм – костяные резные иконы и изящные рамки для фотографий фирмы Карла Фаберже.

Особенностью выставки станет ее организация в пространстве музея. Основная часть экспозиции развернется на двух этажах Инженерного корпуса. Здесь будут представлены обрамления икон – киоты, оклады, фрагменты иконостасов, а также разные типы рам 18 и 19 веков, трансформации и метаморфозы границ художественного произведения в целом в 20 веке.

Одной из центральных работ, на примере которой прослеживается взаимодействие программы картины и декора ее обрамления, является «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» И.Е. Репина (1886). К выставке была проведена масштабная реставрация и самой картины, и ее уникальной рамы: все элементы обрамления были детально изучены, что позволило раскрыть их смысловое значение.

Некоторые произведения, необходимые для создания более полного представления о бытовании рамы в России, являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Чтобы не нарушать логику ее построения, картины останутся на своих местах в залах основного здания в Лаврушинском переулке и будут снабжены специальными экспликациями. В их числе «Неравный брак» В.Д. Пукирёва (1862), «Апофеоз войны» В.В. Верещагина (1871) и «”Что есть истина?” Христос и Пилат» Н.Н. Ге (1890), «Демон поверженный» М.А. Врубеля (1902, Реставрация рамы к картине осуществлена в 2014 году при поддержке Благотворительного фонда «РЕНОВА»).

Проблема взаимоотношений произведения искусства и его границ находилась в сфере внимания искусствоведов, филологов, философов ХХ столетия. Одно из наиболее интересных рассуждений на эту тему принадлежит испанскому философу Хосе Ортеге-и-Гассету. В экспозиции будут представлены российские и зарубежные издания, в которых изложен опыт научной и выставочной работы с рамами.

Выставка станет продолжением масштабной работы по реставрации, изучению и каталогизации уникального фонда художественных рам, которым обладает Третьяковская галерея.

Обрамлению картины отведена важнейшая роль презентации произведения и обозначения границы его присутствия в пространстве. И если «правильная» рама способна подчеркнуть совершенство живописи или рисунка, то неверно подобранная может нивелировать достижения художника.

Третьяковская галерея своей зрелищной и яркой выставкой представляет зрителям прекрасные примеры «диалога» картины и рамы и позволяет насладиться лучшими образцами драгоценных оправ.

К выставке подготовлен каталог, явившийся итогом работы большого научного коллектива авторов. Помимо многочисленных иллюстраций книга содержит статьи ведущих историков русского искусства, раскрывающие феномен рамы, особенности ее бытования на русской почве, ее «приключения» и трансформации на путях долгого исторического развития.

В образовательную программу войдут лекции, встречи со специалистами и интерактивные детские занятия на выставке, показ тематических фильмов, а также викторина, в которой смогут принять участие все посетители.

 

 

Информация (на 09.09.2014):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10 (ближайшее станция метро – «Третьяковская»)

Время работы: вторник, среда, суббота и воскресенье – с 10:00 до 18:00, четверг, пятница – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билета на выставку: взрослые – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей. Новинка! Мы можете приобрести дополнительный билет на право посещения основной экспозиции Третьяковской галереи всего за 50 рублей!

 

Стоимость изданий к выставке:

Каталог выставки — 1900 рублей

Книга «Рама и образ» — 750 рублей

Альбом для детей «Про рамы и картины» — 450 рублей

Альбом из серии «История одного шедевра» — «Илья Репин. Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» — 200 рублей

Альбом для рисования — 80 рублей

Детская развивающая игра «Лото «Картина и рама» — 290 рублей

 

Смотреть еще

Третьяковская галерея Выставка Николай Милиоти Избранное

Николай Милиоти. Избранное.

С 02.10.2023 до 10.03.2024 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Главное здание.

2 комментария

  1. Людмила

    Кирилл, большое спасибо за прекрасный материал о выставке. Подборка фото усиливает восприятие текста. Собиралась посетить эту выставку, теперь же желание только усилилось. Благодарю от души. Творческих успехов!
    Очень понравился ваш сайт (в избранное добавила). Хотела бы подписаться на обновление записей, но как это сделать не нашла. Еще раз всего доброго!

    • Уважаемая Людмила — добрый вечер!
      Выставка действительно очень красивая, многие работы — например портрет Макарова — смотрятся совсем по другому, некоторые произведения — из запасников, и, конечно, широчайшая панорама русского искусства от 13 века до наших дней. В работе над выставкой принимали участие все отделы Третьяковской галереи.
      Все материалы сайта дублируются в социальных сетях, Вы можете подписаться или, что лучше, подружиться и получать все новости.
      Удачных выходных и ярких впечатлений!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *