Вторник , Апрель 20 2021
Главная / Картины с историей / Александр Николаевич Бенуа.

Александр Николаевич Бенуа.

Пять эскизов театральных костюмов.

 

Бенуа Александр Николаевич (1870–1960) – художник, искусствовед, театральный деятель. Сын архитектора Н.Л. Бенуа. Учился в ИАХ, у А.Н. Бенуа. Основатель журнала «Мир искусства». С 1907 г. работал как художник сцены для М.М.Фокина (Мариинский театр), С.П.Дягилева. В 1909–1911 гг. был художественным директором «Русских сезонов». В 1913–1915 гг. — главный художник МХТ. В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал ее новый каталог. Работал над оформлением спектаклей БДТ. В 1919 г. стал членом дирекции Петроградского Академического театра оперы и балета (бывшего Мариинского театра). В 1926 г. эмигрировал во Францию. Как сценограф работал в Парижской опере (1927–1934) и «Ла Скала» (1947–1956).

А.Н. Бенуа неоднократно работал с образами «Пиковой дамы» А.С. Пушкина. Впервые художник обратился к сюжету повести в 1898 г., сделав заставку и набросок сцены в спальне графини. В 1905 г., находясь в Париже, он выполнил сюиту из 7 рисунков чёрной акварелью с небольшой подцветкой, которая была воспроизведена в собрании сочинений Пушкина, выпущенном издательством «Брокгауз-Эфрон» в 1916 г. В 1910 г. Бенуа создал новую серию из 28 листов. Наконец в 1911 г. он создал иллюстрации к знаменитому изданию «Пиковой дамы» товарищества Р. Голике и А. Вильборг. Эта книга была названа не только лучшим дореволюционным изданием повести, но и «значительным событием русской художественной жизни».

Через десять лет как режиссер и художник-постановщик Бенуа работал над постановкой оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» в Петроградском Академическом театре оперы и балета (бывшем Мариинском театре). Премьера спектакля состоялась 3 мая 1921 г. Режиссерский талант А.Н. Бенуа, который отметил сам К.С. Станиславский, назвав художника «прекрасным режиссером-психологом» позволил воплотить принципы «Мира искусства» – создать целостный художественный ансамбль спектакля.

 

Александр Бенуа "Германн и Лиза" Илл. к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» 1905.
Александр Бенуа «Германн и Лиза» Илл. к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» 1905.

 

La valse («Вальс») – хореографическая поэма М. Равеля для оркестра. В «Краткой автобиографии» композитор писал: «Я задумал этот Вальс как нечто вроде апофеоза венского вальса, который вовлекается во все нарастающий фантастический и фатальный вихрь. Этот Вальс представляется мне в обстановке императорского дворца примерно в 50-х годах прошлого столетия». Окончательный вариант был закончен после Первой мировой войны в 1920 г. «Хореографическая поэма» предназначалась для постановки труппой С. Дягилева.

Только в 1928 г. идея балетной постановки «Вальса» нашла свое воплощение. В 1928 г. Ида Рубинштейн решила основать собственную балетную труппу. В качестве балетмейстера она пригласила Брониславу Нежинскую – сестру знаменитого танцовщика, а в качестве художника-постановщика – Александра Николаевича Бенуа, многие артисты ранее участвовали в спектаклях С. Дягилева. Она заказала Морису Равелю балет на испанские темы, ставший знаменитым «Болеро» и на протяжении 1928 г. вела подготовку к постановке «Вальса».

Художником-постановщиком стал А.Н. Бенуа. Партии исполняли знаменитые танцовщики, работавшие раньше с С. Дягилевым – П.Владимиров, С. Унгер, Т. Славинский, Ю. Лазовский. 23 мая 1929 г. состоялась премьера этого балета в Парижской опере.

Равель Жозеф Морис (1875–1937) – французский композитор-импрессионист, дирижер. Специально для «Русских сезонов» С. Дягилева создал музыку для балета «Дафнис и Хлоя» (1912). По заказу русского дирижера С. Кусевицкого Равель выполнил оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского.

По предложению Иды Рубинштейн, Равель создал «Болеро» (1928) — музыку для балета на испанские темы, исполнявшемся артистами труппы Иды Рубинштейн и Анной Павловой. В 1925 г. завершил оперу-балет «Дитя и волшебство» (1925). Последним его произведение стали «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот» Ф. И. Шаляпина.

Славинский Тадеуш (1901–1945) – польский артист балета. Участник труппы «Русский балет С. Дягилева». Дягилев назначил Славинского постановщиком футуристических балетов во время отсутствия Л. Мясина. Помогал ему в этом М.Ларионов. Вместе они поставили балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», сдержанно принятый публикой (1921 г.). Славинский был участником Австралийского балета Борованского.

Владимиров (Николаев) Петр Николаевич (1893–1970) – русский артист балета. Ученик М. Фокина. Последний партнер М. Ксешинской. В 1912, 1914, 1921, 1925 гг. выступал в Париже в труппе Русского балета С. Дягилева (1912, 1914). Танцевал в Мариинском театре до 1919. В 1928–1931 гг. партнер А.Павловой. С 1934 по 1967 гг. преподавал в США.

 

Аукционный дом "КабинетЪ"

 

Всю информацию по участию в аукционе и о представленных произведениях вы можете получить в Аукционном доме «КабинетЪ» – справки по телефонам (499) 238-29-30, (499) 238-14-69.

Аукционный дом «КабинетЪ». Предаукционная выставка >>

 

 

Check Also

Антикварные галереи и аукционный дом КабинетЪ. Аукцион 39 (110).

Антикварные галереи и аукционный дом КабинетЪ. Аукцион 39 (110).

24.04 и 25.04.2020.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *