Среда , Октябрь 23 2019

Время мечтать.

До 24.08.2014 в Московском музее современного искусства в Ермолаевском переулке, дом 17

Стратегические проекты 4-й Международной биеннале молодого искусства

АСТАР

Организатор: Пространство современного искусства «YARAT» (Азербайджан)

Куратор: Наиля Аллахвердиева (Россия)

Художники (Aзербайджан): Агиль Абдуллаев, Тахмина Али, Лала Гасым, Ситара Ибрагимова, Эльтуран Мамедов, Назрин Мамедова, Самир Салахов, Фидан Сеидова, Замир Cулейманов и Эмин Азизбейли, Фархад Фарзалиев

Название выставки будто намекает на космос и героизм и звучит как эхо «per aspera ad astra». Однако «astar» в переводе с азербайджанского на русский значит «подкладка» – понятие, которое редко используют в критике и теории современного искусства. «Подкладка» (так же называется одна из работ, представленных на выставке) кажется наиболее подходящим словом для понимания творчества нового поколения бакинских художников.

Именно подкладку, основу ищут эти художники, размышляя над окружающей реальностью и пронизывающими её культурными контекстами. Интерес к сути, подкладке происходящего рождает смысловую многослойность и интимность большинства работ этого поколения. Художники, участвующие в выставке, – визионеры и наблюдатели.

Они не выносят оценок, но с интересом изучают мир, в котором оказались. Их волнуют не столько вопросы национальной идентичности или тесной интеграции в европейскую культуру (столь характерные для азербайджанских художников предыдущего поколения), сколько их личная свобода, возможность высказывания, не связанная требованиями «корпоративной этики» или «политической корректности».

Через призму этой свободы они критически оценивают повседневность, коммунальный быт, советское наследие, традиционную культуру и долгую и причудливую историю своей страны – во всём этом они отыскивают скрытые смыслы, причины, «подкладку бытия». Поэтому работам художников этого круга свойственны одновременно аналитический характер и мечтательность – воображение помогает проникнуть за «подкладку реальности» лучше дедукции.

 

 

Периферическое зрение

Куратор: Вацлав Яношчик (Чехия)

Художники (Чехия): Виктор Вейвода, Мирка Вечержова и Павел Пршикаский, Луциэ Долежалова, Ян Лесак, Ричард Никл, Ондржей Рубик; Ян Хлуп, Луциэ Котванова (Словакия) и Луциэ Кордачова; Роман Штетина.

Периферическое зрение не позволяет нам видеть яркие и чёткие образы – скорее, это горизонт возможностей, границы и края поля зрения, видение «вообще». Именно таким путём проект представляет современные возможности воображения – с некой внешней точки зрения. Визуальность искусства раскрывается не напрямую, как в экспозиции художественных полотен или демонстрации творческого процесса, а через намеренно откровенную работу с пределами средств, материалов или с самим интерьером музея.

Проект «Периферическое зрение» представляет молодое поколение чешских художников, которые последовательно соединяют постконцептуальное или постмедиальное искусство со вновь возникшим интересом к визуальности. Некоторые отказываются от создания непосредственных образов — вместо этого образы рождаются в процессе размышлений над средствами или материалом, что вовлекает зрителя в невидимое, но глубокое переживание.

 

 

Эксплуатация воображаемого

Кураторы: Сергей Климко, Леся Кульчинская (Центр визуальной культуры, Украина, Киев)

Художники (Украина): Владимир Воротнев, Дана Космина, Игорь Окунев, Евгений Самборский, Zigendemonic

Эксплуатация через потребление фантазий в постиндустриальных обществах является аксиомой социального бытия. В свете последних событий мы видим, как метастазы постбиполярного политического воображаемого срастаются с медиасетью – эффективным инструментом контроля в эпоху потребления и производства образов.

В фокусе проекта киевского Центра визуальной культуры «Эксплуатация воображаемого» находится наше спекулятивное будущее, «воображаемое» масс в мире его технической воспроизводимости, где ключевое напряжение разыгрывается между виртуализированной постполитикой и утопической практикой.

 

 

 

Краткая история памяти

Куратор: Лаурен Райд (Австралия – Германия)

Художники (Таиланд): Нонтават Нумбенчапол, Тулапоп Cенгароэн, Чулиэрннон Cирипхол

Проект «Краткая история памяти» объединяет трёх экспериментальных видеохудожников из Таиланда, которые используют духовные метафоры для отображения сложных личных, исторических и политических перипетий тайского народа. Художники рассказывают о человеческих драмах, общественных беспорядках и противоречивом ощущении национальной идентичности.

Их фильмы стирают границы между выдумкой и фактом, преодолевают время и законы физики, чтобы уловить эмоции и события, которые не так просто описать. Тулапоп Сенгароэн возвращает к жизни мёртвых, обращаясь к зрителю от имени своего покойного отца. Нонтават Нумбенчапол сопоставляет галлюцинаторные образы с древней тайской сказкой и демонстрирует, как с помощью контекста можно манипулировать понятиями национальной идентичности и веры.

В эмоциональной короткометражке Чулиэрннона Сирипхола, из которой позаимствовано название всей выставки, мать рассказывает историю гибели сына во время политических протестов в апреле 2009 года. В своей недавней работе «Миф современности» Сирипхол проводит параллели между религиозным культом и политическими мечтаниями.

 

Пастбище ещё зелёное?

Куратор: Хаджра Хайдер (Пакистан)

Художники (Пакистан): Садджад Ахмед, Фазал Ризви, Муззумил Рухел, Амир Хабиб

Мечты, испорченные разочарованием. Идеалы, в которые агрессивно вторгается реальность. Более зелёные пастбища – существуют ли они и где именно?

Преобладающая сегодня нестабильность отражается в растущем беспокойстве и неудовлетворённости молодёжи всего мира. Доминирование медиа ещё больше усугубляет ситуацию, искушая и дезориентируя людей, стирая границы между фантазией и реальностью.

В результате усиливается ощущение изоляции, особенно у тех, кто живёт в истерзанных войной и поражённых инфляцией развивающихся странах. Через осознание, сомнение и действие художники выражают своё понимание истины.

 

 

 

Информация (на 24.06.2014):

Московский музей современного искусства, здание в Ермолаевском переулке, дом 17 (ближайшее метро «Маяковская»)

Часы работы: понедельник-воскресенье с 12:00 до 20:00, в четверг музей работает с 13.00 до 21.00. Выходной – третий понедельник каждого месяца.

Стоимость билетов – 250 рублей, студенты – 100 рублей, льготные билеты – 20 рублей. Посещение всех зданий музея по одному билету в день приобретения. Свободный вход в третье воскресенье каждого месяца.

 

Check Also

В поисках обитаемого пространства. Скульптор Алексей Григорьев.

В поисках обитаемого пространства. Скульптор Алексей Григорьев.

С 27.08 до 13.10.2019 в Московском музее современного искусства. Здание в Ермолаевском переулке, дом 17.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *