До 01.06.2014 в Галерее Классической Фотографии.
Военные фотографы рискуют собой ради одного-единственного снимка. «Зачем?», – задаются вопросом многие. Даже непонятно – что это – военная фотография – искусство, пропаганда, правда или оружие против войны?
Но событийная (к сожалению!) история войн, военных конфликтов и давно уже существующая в ней история военной фотографии доказывают: один-единственный снимок может поменять историю, стать документальным показанием свидетеля войны – фотографа. Показанием против событий, которые не должны повторяться. Фотографии, ради которых корреспонденты рискуют жизнью, могут заставить говорить правду тех, кто не желает её говорить.
Выставка «Форпост военных корреспондентов» продолжает цикл выставочных проектов Музея Органической Культуры (г. Коломна), посвященных отечественной фотографии. На этот раз в центре внимания – история войн ХХ и военных переворотов и конфликтов ХХI века.
Начиная с Русско-японской войны 1904-1905 гг., включая Первую мировую войну, Великую Отечественную войну, 10-летнюю Афганскую войну и Чеченские войны, волнения с участием военных в Москве, и заканчивая самыми последними событиями на Украине. На выставке фотографии профессионалов и любителей, снимки неизвестных солдат, из альбома офицера штаба 5-ой Армии под командованием генерала Павла Плеве. И, конечно, работы одного из первых русских фотографов Сергея Прокудина-Горского – из альбома генерального штаба «Русско-японская война 1904-1905 г.»
Фотографии Анатолия Гаранина, Ивана Шагина, Роберта Диамента, Аркадия Шайхета, А. Грибовского, Евгения Халдея, Дмитрия Бальтерманца, Александра Устинова, Анатолия Морозова, Бориса Кудоярова, Галины Санько, Михаила Савина, Анатолия Архипова, С. Раскина, Алексея Межуева, Леонида Якутина, Александра Джуса, Игоря Курашова, фотографии военного корреспондента газеты «Невское время», пропавшего без вести в Чечне в 1995-м году Феликса Титова, а также Сергея Киврина, Сергея Лебединского, Влада Краснощека и серия фотографий «Реконструкция архива» Николая Кулебякина.
Основная идея экспозиции, по мнению авторов выставки, – это идея СУМЕРЕК, в которые погружается человечество, забывая о своем предназначении в мире. Сумерки – это точная и почти незаметная грань, за которой день уступает место ночи. Поэтому начинается выставка с фотографий, где можно увидеть лицо солдата, рассматривать его и посочувствовать.
А заканчивается экспозиция фотографиями людей, у которых лицо в маске – да и как можно относиться к человеку без лица? Чтобы не переходить эту сумеречную грань, отделяющую день от ночи, – и нужно помнить о войнах. Помнить, что при необходимости «военных кампаний» трагедия каждой человеческой личности совершается в возможности обнаружить «глубинный смысл войны как духовное испытание и духовный суд». Так писал в 1914 году русский философ Иван Ильин.
Несмотря на то, что со дня написания этих строк прошло уже столетие, люди упрямо не хотят обнаруживать этот глубинный смысл, затевая все новые и все более бессмысленные войны, провоцируя конфликты, скрывая свои истинные мотивы и лица. И, пожалуй, одними из немногих правдивых свидетелей этого процесса оказываются военные фотографы, готовые ради одного снимка, открывающего истинный смысл происходящего, – рисковать своей жизнью.
Масштабная экспозиция работ военных корреспондентов, многие из которых представлены впервые, является благодарностью тем, кто, преодолевая страх сметри, смотрел на войну через объектив фотоаппарата.
Все фотографии из собрания Музея органической культуры, Коломна.
Анатолий Гаранин «Смерть солдата» 1942
Информация (на 28.04.2014):
Галерея Классической фотографии
Адрес: Саввинская набережная, дом 23, корпус 1 (ближайшая станция метро «Фрунзенская»)
Время работы: среда – воскресенье с 12:00 до 21:00, понедельник и вторник – выходные.
Стоимость билетов: 300 рублей, студенты – 200 рублей, льготные категории – 150 рублей.