Четверг , 5 декабря 2024

Артур Фонвизин и Алла Белякова. Муза художника.

До 22.06.2014 в Галерее Искусств Зураба Церетели

В состав экспозиции вошло более  200 произведений авторов, в т.ч. более 50 акварелей и рисунков Артура Фонвизина, выполненных в 1948 – 1970-е  годы. На выставке представлены и уникальные  литографии  1960-х  годов – плод их совместного творчества.

Артур Владимирович Фонвизин (1882-1973) – выдающийся мастер акварели. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в частных академиях в Мюнхене. Активный участник таких заметных выставок как «Голубая роза», «Венок», «Мир искусства», в 20-е годы – выставок объединения «Маковец». В течение многих лет занимался живописью, в конце двадцатых – начале тридцатых годов он обратился к технике акварели, создав свой неповторимый «фонвизинский» стиль.

Алла Михайловна Белякова, в девичестве Куколь-Яснопольская (1914-2006). На ее жизнь пришлось две мировые войны, революция, гражданская война, сталинские репрессии, искалечившие судьбу семьи, принадлежащей к русской аристократии. Училась и работала в архитектурной Академии.

Известные архитекторы, искусствоведы, не скрывая симпатий, ввели ее в свой круг. Александр  Габричевский  называл ее «солнечной энергией». Ее друзьями стали  пианисты Нейгауз, Софроницкий, Рихтер. Она окунулась в мир музыки, зазвучавшей позже в ее акварелях. Благородство и глубина звучания цвета переносила зрителя в мир гармонии, мечты, просветленной легкости бытия.

В 1948 году Алла Белякова стала ученицей гениального акварелиста Артура Фонвизина. Его фантастическое искусство произвело на нее огромное впечатление. Она признавалась: «Влюбилась в его акварели сразу, насмерть и навсегда».

Это было, как солнечный удар. Перед ее взором, одна за другой, проходили таинственно мерцающие картины, на которых, словно из тумана воспоминаний, выплывали цирковые лошади в плюмажах с заплетенными хвостами, унося в вечность легких, как стрекозы, наездниц; сияли подернутые дымкой мечты, наполненные воздухом и солнцем, пейзажи; и цветы, цветы, цветы…

Фонвизин писал удивительные женские портреты. Алла поражалась точности и смелости этих его образов, моделями которых являлись знаменитые красавицы-актрисы.  Начиная с портрета «Зеленая шляпка», он создал целую  галерею образов Аллы Беляковой.

Обладая потрясающей харизмой, она заряжала Фонвизина энергией жизни. Она не была актрисой, но на каждом сеансе удивляла его: то являлась  римлянкой, то Саломеей, то вакханкой. Да и в современных костюмах демонстрировала столь разные лица и характеры, что неизменно завораживала художника.

Чистота их отношений не вызывала сомнений. Но они были друг для друга больше, чем учитель и ученица. Больше, чем друзья. Она была его музой. Сотни ее портретов, отмеченных загадочным  «фонвизинским»  мерцанием,  разошлись по музеям и частным коллекциям.

Выражаю благодарность пресс-центру Российской Академии Художеств за предоставленные материалы.

 

 

 

Информация (на 20.05.2014):

Галерея искусств Зураба Церетели

Адрес: Пречистенка ул., 19 (ближайшие станции метро – «Кропоткинская» и «Парк Культуры-радиальная»)

Время работы: вторник, среда, четверг, суббота с 12:00 до 20:00, в пятницу с 12:00 до 22:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов – 300 рублей

 

Смотреть еще

Анонс на неделю 08.07 – 14.07.2024.

Анонс на неделю 08.07 – 14.07.2024.

Один комментарий

  1. Мне очень понравилась эта выставка, я люблю акварель, Фонвизин и Фальк всегда были для меня очень любимыми и значимыми художниками! Впервые увидела работы Беляковой- мне понравились ее работы, ее цветы-они совсем другие.. тоже прекрасные…ее индивидуальность- сплав Фонвизина и влияние Фалька….-такая учеба- мечта для художника!!!
    Такое созвездие гениев-это счастье)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *