Четверг , 5 декабря 2024

Александр Кедрин. Постижение замысла.

До 15.06.2014 в Государственном Музее Востока.

Первая московская музейная выставка Александра Кедрина призвана напомнить столичной публике об удивительном и самобытном мастере, уже два десятилетия живущем в США. Около 70 живописных работ, созданных более чем за полвека, не только позволят проследить творческий путь художника, но и расширят представление об искусстве второй половины XX– начала XXI века.

Место проведения выставки – Государственный музей Востока – выбрано не случайно. Александр Кедрин родился, вырос и сформировался как художник в Узбекистане.Его отец Вениамин Николаевич Кедрин – талантливый график, скрывшийся в Ташкенте от сталинских репрессий; троюродный дядя – известный поэт Дмитрий Кедрин. Артистическая среда, в которой воспитывался будущий художник, способствовала раннему приобщению к искусству. В ранней юности ему посчастливилось получать наставления «Мастеров Нового Востока» – Александра Волкова и Михаила Курзина.

Благодаря участию в московских выставках, он вошел в круг столичной творческой интеллигенции. Среди его друзей были Эрнст Неизвестный, Белла Ахмадулина, Эрик Булатов, Андрей Вознесенский, Владимир Немухин, Евгений Евтушенко, Николай Вечтомов и многие другие лидеры культурного андеграунда.

Жизненный путь Александра Кедрина в чем-то типичен для поколения «шестидесятников». Студента Кедрина исключали за несоответствие его творческого метода идеологическим нормам СССР из двух высших художественных заведений Ташкента. Третий институт он закончил с отличием и стал одним из ведущих керамистов Узбекистана.

Применить свое понимание цвета, формы и ритма в прикладном искусстве Кедрину посоветовал отец. Мастерскую Александр оборудовал в подвальном помещении – его приютила художница Надежда Кашина, ученица Роберта Фалька. Кедрин сам установил муфельную печку, начал расписывать и обжигать орнаментальные блюда в традиционной стилистике, постепенно перешёл к крупным формам, и в результате стал видным монументалистом Узбекистана, оформлявшим огромными керамическими панно общественные здания и станции метро Ташкента.

Созданные в эти годы абстрактные живописные полотна, написанные в стиле, который художник назвал «метареализмом»поскольку говорил не о том, что видел, а о том, что чувствовал и понимал, о чем догадывался»),онне выставлял на обозрение даже близких знакомых – столь болезненными были воспоминания о разгоне выставоки последовавших исключениях.

Своими «учителями» в живописи он в первую очередь называл Василия Кандинского, Хоана Миро и Ива Танги.

«Я не считаю себя новатором или авангардистом, я продолжатель традиций русской и мировой живописи. Традиционно понимая талант как поручение, я преодолел соблазн модернизма и спонтанного самовыражения»,утверждал художник.

Только в 1990 году в Союзе художников Узбекистана прошла персональная живописная выставка Кедрина, на которой тот впервые выставил на публичное обозрение свои абстрактные полотна. Уже после распада СССР вполне успешный и признанный художник решил уехать в США. Осенью 2003 года он представлял Америку на Флорентийской биеннале. Его работы разошлись по многим крупным музейным и частным коллекциям.

«Я не вижу принципиальной разницы – за исключением, разумеется, в материалах и технологиях- между Сашиной живописью и керамикой. И то, и другое -надбуднично. В его космических ритмах есть то, что мне вообще близко в искусстве – сакральное начало, ощущение, связанное с таинственностью бытия, космическими безднами».

В рамках проекта будет представлено первое полное издание о творчестве художника на русском языке. «Формула мироздания» – так называется книга – включает более 150 иллюстраций живописных и керамических работ, фотографии из семейного архива Александра Кедрина, статьи, эссе искусствоведов и друзей художника.

 

 

Информация (на 29.05.2014):

Государственный Музей Востока

Адрес: Никитский бульвар, дом 12А. Ближайшая станция метро «Арбатская».

Время работы: вторник, среда, пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00, по четвергам – с 12:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов – 250 рублей взрослые, для школьников, студентов, пенсионеров – 100 рублей.

Смотреть еще

Музей Востока открывает фонды. Живопись Кавказа и Средней Азии. Филиал Государственного Музея Востока на ВДНХ — Павильон №13.

Музей Востока открывает фонды. Живопись Кавказа и Средней Азии.

С 18.07 до 15.09.2024 в Филиале Государственного Музея Востока на ВДНХ – Павильон №13.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *