Вторник , Ноябрь 24 2020
Главная / Выставки / Выставки в 2014 году / Выставки в марте 2014 / Зинаида Серебрякова. Александр Серебряков. Екатерина Серебрякова. Парижский период.

Зинаида Серебрякова. Александр Серебряков. Екатерина Серебрякова. Парижский период.

До 30.03.2014 в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Экспозиция, подготовленная к 130-летию со дня рождения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884–1967), живописца, рисовальщика, выдающегося мастера, принадлежавшего к блестящей плеяде художников-мирискусников «второй волны», представительницы прославленной художественной династии Бенуа-Лансере, – значительное событие в выставочной практике Третьяковской галереи.

С тех пор как в 1910 году полотно «За туалетом. Автопортрет» (1909) было приобретено Советом Третьяковской галереи на VII выставке Союза русских художников и вошло в экспозицию музея, З.Е. Серебрякова стала одним из самых любимых публикой живописцев. В своем творчестве, стилистически близком неоакадемическому направлению, она создала наиболее обаятельные в русском искусстве женские и детские образы.

Более половины жизни, начиная с 1924 года, Зинаида Серебрякова жила во Франции. Произведения этого периода долгое время были почти неизвестны в нашей стране. Первая крупная выставка ее произведений в СССР, включавшая французские работы, была устроена при участии художницы в 1965–1966 годах в Москве, Киеве и Ленинграде.

Большинство привезенных из Парижа работ было приобретено крупнейшими музеями страны, в том числе в Третьяковскую галерею поступила серия великолепных пастелей. Настоящая выставка станет первой в России, целиком посвященной зарубежному творчеству художницы. В экспозицию вошло более 70 работ Серебряковой, хранившихся в ее парижской мастерской и никогда ранее не выставлявшихся в нашей стране.

Зинаида Серебрякова росла и формировалась как художник в кругу большой семьи, членами которой были архитекторы, живописцы, графики, скульпторы, теоретики искусства, во многом определявшие пути русской культуры; в усадебном доме, окруженном деревенским пейзажем; в соприкосновении с наследием классики, воспринятым ею в поездках с матерью и дядей, А.Н. Бенуа, по Италии. Недолгое обучение в художественной студии княгини М.К. Тенишевой, студии О.Э. Браза в Петербурге и Академии Гранд-Шомьер в Париже обогатило ее навыками работы с натуры. Любовь к русским художникам второй половины XVIII – первой половины XIX века и мастерам итальянского Возрождения сказалась на ее пластическом языке сдержанным лаконизмом и упругостью линий, подчеркнутой рельефностью форм, выбором сложных ракурсов в композициях. Начав работать как портретист, Серебрякова вскоре проявила себя мастером сюжетной картины, создав цикл эпических полотен на темы сельского труда, где запечатлела идеальный образ русской крестьянки.

Трагические события 1917 года, смерть мужа, разорение родовой усадьбы Нескучное, отсутствие средств к существованию стали причиной отъезда Серебряковой во Францию в надежде на заработок. Однако поездка, запланированная как временная, оказалась пожизненной эмиграцией. Двоим из ее четверых детей, Александру и Екатерине, удалось переехать к матери; старших – Евгения и Татьяну – Серебрякова увидела только через сорок лет.

Несмотря на трудности эмигрантской жизни, отсутствие регулярных заказов, зачастую полную невостребованность, Зинаида Серебрякова сохранила самобытность художественного мышления и языка. Она осталась равнодушна к новаторским течениям современного европейского искусства и продолжала отстаивать собственные творческие принципы, оставаясь верной стилистическим и мировоззренческим традициям «Мира Искусства».

На выставке представлены все жанры, характерные для французского периода творчества художницы: портрет, пейзаж, натюрморт и один из наиболее любимых ею – ню. Портреты представителей французской и русской аристократии стали для Серебряковой основным источником заработков. Она часто писала несколько вариантов портретов, добиваясь передачи внутреннего мира модели. Из-за недостатка средств на дорогостоящие масло и холсты, а также стремясь к быстроте исполнения, художница стала много работать в графических техниках – пастелью, цветными карандашами, акварелью, достигнув в них исключительной виртуозности.

В экспозицию вошли мастерски исполненные детские портреты, например «Портрет сына Сергея Прокофьева» (1927). Но особенно выразительны изображения ее собственных детей – Александра и Екатерины, самых частых и любимых моделей. В эмиграции Серебрякова стремилась вернуться к темам и сюжетам, увлекавшим ее в России, — монументальным и идиллическим образам крестьян, когда-то вдохновившим ее на полотнах А.Г. Венецианова. На выставке представлен триптих «Баня» (1926), созданный в продолжение знаменитого, исполненного на родине цикла «Бани».

Начиная с 1926 года Зинаида Серебрякова смогла позволить себе выезжать с детьми из Парижа на этюды – в Бретань, на юг Франции, Корсику, в Италию, Англию, Швейцарию. На выставке экспонируются созданные в этих поездках живописные и графические пейзажи, портреты местных жителей, крестьян. В написанных маслом «Булочнице с улицы Лепик» (1927) и «Торговке овощами в Ницце» (1931) Серебряковой удалось точно передать характерность французских типажей.

Особое место в наследии художницы занимает цикл работ, созданных во время двух коротких поездок в Марокко в 1928–1929 и 1932 годах. Яркие, эмоциональные, отличающиеся редкой живописной маэстрией, произведения наполнены восхищением красотой восточной жизни: экзотическими пейзажами, людьми и жанровыми сценами на улицах и базарах Марракеша, Феса, Сефру. Марокканский цикл, свидетельство наивысшего подъема в зарубежном творчестве художницы, в первый раз представлен зрителю столь широко.

Показ произведений Зинаиды Серебряковой дополнен впервые привезенными в Россию работами ее детей – Александра (1907–1995) и Екатерины (род. 1913). Они сформировались как художники в атмосфере парижской мастерской своей матери; обоих отличает дар миниатюристов, совершенное владение акварельной техникой. Их произведения являют пример соединения европейских и русских художественных традиций, присущего творчеству всех поколений Бенуа-Лансере-Серебряковых.

Настоящий показ станет новым этапом в изучении французского периода творчества династии художников Зинаиды, Александра и Екатерины Серебряковых. К выставке опубликован альбом-каталог; подготовлена образовательная программа, включающая лекции и авторские экскурсии.

Зинаида Евгеньевна СЕРЕБРЯКОВА – Галерея произведений (264 изображения) >>

 

 

Информация (на 13.02.2014):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10 (ближайшее станция метро – «Третьяковская»)

Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00, четверг, пятница – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.

Обновление от 27.02.2014:

с 1 по 30 марта выставка будет работать в следующем режиме: вторник, среда, воскресенье с 10.00 до 18.00 (вход и кассы до 17.00); четверг, пятница, суббота с 10.00 до 21.00 (вход и кассы до 20.00). Обращаем внимание, что режим работы в Лаврушинском переулке, 10 остается прежним

Стоимость билетов на выставки в Инженерном корпусе: взрослые – 250 рублей, льготные категории – 120 рублей.

Check Also

Выставка Мария Якунчикова-Вебер Третьяковская галерея Инженерный корпус

Мария Якунчикова-Вебер.

С 14.10.2020 до 24.01.2021 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Инженерный корпус.

2 комментария

  1. Спасибо! Очень интересно и познавательно.

  2. Была на этой выставке 28 марта 2014 года.
    Очень понравилось!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *