Четверг , 25 апреля 2024

Гор Чахал. Хлеб неба.

Из архивов выставок. Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу – сентябрь 2010 – март 2011

Гор Чахал:

Фавор. Авторская реконструкция святой горы Фавор, сделанная по геодезическим линиям топографической карты.

 

 

К теме Преображения Господа нашего Иисуса Христа как апогея единения Этического и Эстетического я уже обращался в проекте «Солнце Правды, Добра и Красоты» (2003). Тогда я пытался с помощью «нерукотворных» технологий выявить сам факт невыразимого Преображения Господня. В проекте «Фавор» я пытаюсь подойти к той же теме апофатически, через образ восхождения, возвышения, движения к этой вершине Богочеловеческого единства, именуемого Царствием Небесным. Здесь меня прежде всего интересует форма как движение, форма как функция – пластические категории, активно разрабатывавшиеся ещё первым русским авангардом в современном культурном контексте.

Художественный объект представляет собой архитектурный макет сооружения в масштабе приблизительно 1:50, которое мне бы хотелось реализовать где-нибудь на открытой местности. Рукотворную гору в идеале хочется построить такого размера, чтобы каждый уступ этого зикурата был бы соразмерным лестничной ступени или лучше немного большим, чтобы подъём на вершину осуществлялся с некоторым трудом, прочувствованно.

Зритель как бы приглашается самой формой объекта искусства к участию в действии, вовлекается в хепенинг, процесс возвышения, подразумевающего в какой-то степени и преображение. «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12).

 

Хлеб и Вино и Сущий Господь (реализация принципа обратной перспективы в фотографии).

 

 

В своих художественных проектах последних 10 лет я так или иначе пытался изобразить Архитектуру пространства Умопостигаемого Мира (мостика между физической и трансфизической реальностями). Пространство это в целом имеет бесконечномерную древовидную структуру (мировое дерево). Листвою оно выходит в физический мир, а корнями простирается в мир трансцендентный.

При этом для каждой личности (листика мирового дерева) это пространство представляется одномерным, единственное измерение которого – степень личного обожения, уподобления Богу. Чем более человек походит на Его образ, тем ближе он к центру (трансцендентным корням) Умопостигаемого Мира, тем полнее он ощущает радость присутствия Духа Свободы. Свобода же внеприродна, она не имеет отношения к физической реальности, в которой понятие свободы подменяется степенью неосознанности социумом причинно-следственных связей, определяющих эту реальность.

Свобода – специфически человеческое измерения бытия. Проблема лиминальности – ситуация поиска самоидентификации, осуществления акта творчества, ситуация реализация свободы, к которой в конечном итоге и сводится цель любой коммуникации, целиком лежит в умопостигаемом пространстве, поскольку (Уваров) лиминальность в отношении к человеческому битию есть позиция абсолютной вненаходимости и именно такова позиция человека в бытии, так как абсолютным центром, определяющим его полноту, является только Бог.

Расстояния здесь измеряются нравственными категориями – степенью сопричастности с Абсолютом. Непрерывная духовная практика, вызывающая резонансные психологические состояния человека, выводящие его из поверхностного актуального бытия в бытийное стволовое пространство потенций (прообразов, или первопричин) чувственного мира, и есть очищающее, посвящающее и совершенствующее движение человека в умопостигаемом пространстве.

 

 

Употребление термина «архитектура» здесь обусловлено тем, что умопостигаемое пространство внеприродно, оно создается здесь и сейчас духовной практикой каждой отдельной личности, в целом оказывая, как всегда утверждало богословие и показывает философское осмысление открытий теоретической физики последнего столетия, универсальное воздействие на актуальный мир.

В новом проекте я продолжаю эту тему, визуализируя иконографическое пространство средствами обычной фотографии. Фотография как нерукотворная техника позволяет, на мой взгляд, добиться убедительности, реальности, очевидности существования Умопостигаемого Мира. Технологическая метафора: Всевидение Господа (Господь смотрит в наш мир сквозь бесконечно большое увеличительное стекло).

Для наглядности демонстрации эффекта обратной перспективы я фотографирую одну и ту же предметную композицию с разных ракурсов. На фотографиях видно, как изменение положения одних и тех же предметов в пространстве меняет их размеры и пропорции согласно принципу обратной перспективы.

 

 

Чудо.

 

 

Предметные композиции (nature vif) по мотивам чудесных явлений, связанных с хлебом и вином в Евангелии, сфотографированные в обратной перспективе. Необходимо отметить, что это не простое иллюстрирование Евангельского текста. Здесь, скорее, была сделана попытка искусством объяснить необъяснимое. В обратной перспективе по мере удаления от зрителя хлеба, например, увеличиваются, то есть образно показывается, как в духовном пространстве возможно увеличение хлебов.

 

Жертва.

 

 

Работы, образно изображающие все стадии транссубстанции Евхаристического Агнца в течение Проскомидии и Божественной литургии.

Яко овча на заколение ведеся; и яко Агнец непорочен прямо стригущего его безгласен, тако не отверзает уст Своих; Во смирении Его суд Его взятся; Род же Его кто исповесть; Яко вземлется от земли живот Его.

Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение.

Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда же иждиваемый, но причащающыяся освящяй.

Трисолнечный свет

 

 

Пластическая визуализация прорыва Небесных Сил в реальное пространство. Подобное условное изображение энергий Святой Троицы довольно характерно для древней иконографии. И поскольку как в прямой, так и в обратной перспективе сферические объекты выглядят практически одинаково, такое формальное решение мне показалось уместным. Трисолнечный свет воспевается в троичном каноне пятого гласа:

«Свет нераздельный единаго Естества, Разделенный начертаньями, Трисиянный, Невечерний, моё сердце лучами Твоими озари (Песнь 5-я, троп 3).

«Державу единственнаго и трисолнечного зрака воспевающе, вопием: ум наш озари, Боже Всесильный, и к Твоей, Владыко, возвыси славе неизреченней» (Песнь 1-я, троп 1).

«Довольно изъяви пророк, поя Отцу Твоему Свету: узрим Духом Свет Сына, единаго Бога Трисолнечнаго» (Песнь 6-я, троп 2).

 

Смотреть еще

Выставка Виктор Казарин Структура непокоя Новая Третьяковка Третьяковская галерея

Виктор Казарин. Структура непокоя.

С 28.11.2023 до 15.01.2024 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *