До 31.03.2014 в Государственном Историческом музее
Выставка купеческих портретов, принадлежащих двум коллекциям из собрания музея – живописной и дагерротипной, включая ранние фотографии, – задумана как попытка по-новому взглянуть на такое сложно определяемое историческое и художественное явление, как портрет третьего сословия старой России на протяжении более двух веков.
Уникальное собрание дает возможность проследить эволюцию жанра от «купеческого» портрета к портрету купца, т.е. от костюмного и предметного изображения к психологическому портрету конкретного человека третьего сословия.
Портреты представителей купеческих родов 18 – начала 19 века были заказаны и исполнены, в основном, для родовых портретных галерей. Они немногочисленны, так как создавались по поводу очень важных событий в жизни их героев, на них купцы, сохраняя свой патриархальный облик, позируют в кафтанах старорусского покроя, демонстрируют жалованные купеческие медали.
Анонимные портреты «купецких людей» 18 века воспринимаются как выражения человеческих типов: грозная, пышущая жизненной энергией архангелогородская старуха в пунцовой душегрее и изысканная купчиха в шелковом платье с декольте и с веером в руках как будто являют два возраста жизни женщины.
В первой четверти 19 века в купеческих портретах фронтальное изображение фигуры на темном фоне, орнаментальная линейная композиция, плоские формы, локальные цвета переходят из одного портрета в другой. В этих портретах индивидуальны лишь лица моделей. Характер и темперамент портретируемых, а подчас даже их возраст остаются не выраженными. Не удивительно, что нам почти никогда не известны имена изображенных, как, впрочем, и имена живописцев.
Живописный портрет второй половины 19 – начала 20 века создавал уже не родовую купеческую галерею, а череду индивидуальных образов, из которых складывался новый облик сословия. Возникшая в связи со свалившимся на нее от предыдущих поколений баснословным богатством «московская купеческая аристократия» могла позволить себе портретироваться у лучших живописцев – К.Е. Маковского, В.А. Серова, Л.О. Пастернака, А.Я. Головина. Однако диктат заказчика иногда оказывался сильнее художественного диктата живописца – и тогда, несмотря на изящные позы и безукоризненный наряд, в портрете невольно проступало лицо нувориша.
Портреты представителей купеческих родов начала XX века (Рябушинских, Бахрушиных, Басниных, Кузнецовых и др.) заказывались как для общественных мест – благотворительных заведений, государственных учреждений, так и для особняков «купеческой аристократии. В них появляются небывалые прежде композиционные решения: портреты парадные в рост, портреты на фоне коллекции или за столом в кабинете.
На выставке редкие произведения забытых художников соседствуют с шедеврами признанных мастеров, Вместе они дают возможность почувствовать силу удивительных по своей жизненной энергии личностей, прошедших в трех поколениях путь от крепостного крестьянина – до купца, предпринимателя, банкира, собирателя и, наконец, – мецената и благотворителя.
Информация (на 24.12.2013):
Государственный Исторический музей
Адрес: Красная площадь, дом 1-2 (ближайшие станции метро – «Охотный Ряд», «Театральная» и «Площадь Революции»)