Звездное время Льва Бакста – знаменитые «Русские сезоны» С.П.Дягилева в Париже. Смелость в использовании стилей прошлого, подчинение цветовым и линейным ритмам музыки, утонченность и романтизм, все это сделало театральные работы Льва Бакста символом триумфа русского балета.
Мастеру выпала редкое прижизненное признание, ни один из русских художников, его современников, не пользовался такой славой и успехом у зарубежного зрителя. Париж, Лондон, Америка – весь мир был покорен пряной роскошью и утонченной пластикой бакстовских костюмов. Влияние Льва Бакста перешагнуло границы театрального искусства, оно ощутимо и в моделях одежды, и в оформлении интерьеров, и в целом в становлении художественного стиля начала 20 века.
Лев Самойлович Бакст родился 27 апреля (09 мая) 1866 года в Гродно, но с раннего детства жил в Петербурге. Состоял вольнослушателем ИАХ, учился у К.Венинга и П.Чистякова. Так его конкурсная работа была отвергнута жюри, художник покинул стены Академии, работал в частных мастерских, многому учился самостоятельно.
В 1890 году он познакомился с Александром Бенуа и стал членом его кружка самообразования, из которого и возникло объединение «Мир искусства». Лев Бакст был самым старшим в этом круге художников, больше ощущалось в его творчестве влияние позднего академизма, чуть дольше, чем, например, Сомов или Бенуа, он искал собственный путь в искусстве.
А дальше – дальше было признание, успех, грандиозный успех «Русских сезонов». Лев Бакст становится едва ли не центральной фигурой отечественного искусства своего времени, навсегда оставшись эталоном изумительной декоративности и запечатленного с непревзойденным мастерством движения танца.
1. Бакст Лев «Заставка к повести А.В.Круглова «Счастье» 1890
2. Бакст Лев «Заставка к сборнику рассказов А.В.Круглова «Картины русской жизни» 1892
3. Бакст Лев «Инициал к сборнику рассказов А.В.Круглова «Картины русской жизни» 1892
4. Бакст Лев «Концовка к сборнику рассказов А.В.Круглова «Картины русской жизни» 1892
5. Бакст Лев «Лир и шут» Иллюстрация к трагедии В.Шекспира «Король Лир» 1888
6. Бакст Лев «На художественной выставке» Иллюстрация к фельетону «Петербургская жизнь» для журнала «Художник» 1891
7. Бакст Лев «Двое (Супруги)» 1889 Холст, масло 86х111 Государственная Третьяковская галерея
8. Бакст Лев «Испанец» 1891 Бумага, акварель 32х24,5 Государственный Русский музей
9. Бакст Лев «Двор музея Клюни в Париже» 1891 Картон, масло 27х35 Государственный Русский музей
10. Бакст Лев «Улица в дождь. Франция» 1893(?) Дерево, масло 15,8х22 Государственный Русский музей
11. Бакст Лев «Скирды» 1891 Фанера, масло 21х30 Государственный Русский музей
12. Бакст Лев «Ребенок перед иконой. Этюд» 1893 Холст, масло 32х18 Государственный Русский музей
13. Бакст Лев «Автопортрет» 1893 Картон, масло 34х21 Государственный Русский музей
14. Бакст Лев «Портрет М.М.Клячко, племянницы художника» Конец 1890-х Картон, пастель 23,5х16,3 Государственный Русский музей
15. Бакст Лев «Военный» 1890-е Картон, акварель, гуашь 23,3х14,4 Государственная Третьяковская галерея
16. Бакст Лев «Женский портрет» 1892 Бумага, акварель 36,5х26,3 Омский музей изобразительных искусств
17. Бакст Лев «Боярыня» Бумага, акварель 12,7х9,8 Государственный Русский музей
18. Бакст Лев «Девушка в русском наряде» 1893 Бумага на картоне, акварель 39,3х30 Государственный Русский музей
19. Бакст Лев «Нормандский крестьянин. Этюд» 1896 Бумага, акварель, гуашь 17,8х14 Государственная Третьяковская галерея
20. Бакст Лев «Старая парижанка» 1893 Картон, акварель 26х16,5 Музей-квартира И.И.Бродского, Санкт-Петербург
Уважаемая Светлана — добрый день!
Павел Чистяков — это фигура в русском искусстве, и какая! Читаешь воспоминания любого большого мастера его времени и сколько в них уважения и благодарности Чистякову. Как я Вам завидую! Много раз был в Ленинграде-Петербурге, а вот музее-усадьбе Чистякова не удалось побывать. Хотелось бы понять, насколько музею удалось передать эту атмосферу и дух эпохи, передать значение и суть его системы.
Огромное спасибо за найденные ошибки — там с номера 19 по 21 всё перепуталось — крестьянин, парижанка, русская девушка … всё исправил!
Заходите ко мне почаще — надеюсь всегда найдете что-то интересное!
Кирилл
В № 19 ошибка в названии! Это не спам!
Уважаемая Светлана — добрый день!
Павел Чистяков — это фигура в русском искусстве, и какая! Читаешь воспоминания любого большого мастера его времени и сколько в них уважения и благодарности Чистякову. Как я Вам завидую! Много раз был в Ленинграде-Петербурге, а вот музее-усадьбе Чистякова не удалось побывать. Хотелось бы понять, насколько музею удалось передать эту атмосферу и дух эпохи, передать значение и суть его системы.
Огромное спасибо за найденные ошибки — там с номера 19 по 21 всё перепуталось — крестьянин, парижанка, русская девушка … всё исправил!
Заходите ко мне почаще — надеюсь всегда найдете что-то интересное!
Кирилл