Вторник , 23 апреля 2024

Давид Боровский. Начало.

До 20.10.2013 в Музее Творческая мастерская Давида Боровского

Искренне приглашаю вас посетить музей «Творческая мастерская театрального художника Давида Боровского». Мемориальные музеи зачастую навевают скуку, в их пространствах сложно почувствовать живое дыхание личности, биение сердца и огонь неповторимых замыслов.

Но в данном музее всё иначе, ведь он не случайно называется именно творческая мастерская. Экспозиция музея – настоящая лаборатория и незаменимая школа для всех будущих поколений художников сцены. Сюда хочется прийти именно учиться как начинающему школьнику, и начинать постигать таинство этого искусства с азов. Рабочий стол мэтра, многочисленные макеты, документы, письма, творческие дневники – все это драгоценные россыпи живых свидетельств выдающегося художника.

В музее продолжается цикл проектов, посвященных различным этапам творческой жизни Давида Боровского. Но открывшаяся сейчас выставка имеет особый статус. Она символично называется «Начало» и повествует о становлении Давида Боровского как личности и художника, о годах работы в его первом и, возможно, самом главном театре в жизни – Театре имени Леси Украинки в Киеве.

Не мне, с моим багажом знаний театрального искусства, говорить о значении творчества Давида Боровского. Сам факт, что единственный музей в стране (в мире?), посвященный художнику театра – это музей именно Давида Боровского – говорит о многом. Поэтому о профессиональной составляющей выставке я предлагаю вам составить собственное мнение, посетив этот прекрасный музей.

Я же искал ключик к разгадке тайны личности Давида Боровского, как и в каких условиях формировался его уникальный гений,  непреклонный характер и художественное мастерство. Невероятно сложный и тернистый путь к признанию, да и просто к профессии, ставшей делом всей жизни, был пройден Давидом Боровским.

Этапами этого пути были тяжелейшие военные годы, эвакуация и возвращение в уже декабре 1943 года в полностью разрушенный Киев, необходимость бросить школу и начать работу в театре, чтобы просто выжить и не умереть с голоду.  Удивительно, но великий художник сцены закончил всего 5 классов! Какой же силой воли и тягой к прекрасному нужно было обладать, чтобы ступень за ступенью достичь невероятных высот в своем искусстве. И как удивительные гримасы судьбы воспринимаешь выписки из приказов по театру – в связи с повышением квалификации… присвоить маляру…  Маляр — и это об одном из выдающихся мастеров 20 века!

 

Информация (на 14.03.2013):

Мемориальный музей «Творческая мастерская театрального художника Давида Боровского»

Адрес: Большой Афанасьевский переулок, дом 3, строение 4-6 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)

Время работы: среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье с 12:00 до 19:00, понедельник и вторник – выходные дни.

Стоимость билетов – 200 рублей, разрешение на фотосъемку – 100 рублей.

Смотреть еще

Театральный музей в Зарайске Выставка Фронтовые дороги театра

Фронтовые дороги театра.

С 07.05 до 14.06.2023 в Театральном музее в Зарайске — Филиале ГЦТМ имени А.А. Бахрушина.

3 комментария

  1. Была 13 марта на открытии новой «киевской» экспозиции «Начало» в московском музее Давида Боровского. Макеты, эскизы декораций и костюмов, афиши знаменитых киевских спектаклей и видеоматериалы– подарок Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки. Там Боровский начал работать в конце сороковых годов ХХ века, занимаясь декорациями для постановок режиссера Леонида Варпаховского, ученика Мейерхольда, там сформировался его почерк, его направление в сценографии, восходящей к театру Мейерхольда, главное в котором — поиск композиции. Конструкция – основа концептуальной сценографии Давида Боровского, графичной, условной, но при этом всегда эмоциональной. Эмоциональную нагрузку несёт и каждый предмет, участвующий в спектакле. Обычно это натуральные вещи, а не бутафория.
    Киевский театр имени Леси Украинки, как и «Таганка» Любимова, и «Эрмитаж» Левитина, — «магическое пространство Давида Боровского». Он сделал в нём 30 спектаклей. Когда его не стало, киевская русская драма прощалась с ним премьерой спектакля «Дон Кихот. 1938 год» Михаила Булгакова, поставленным в декорациях Боровского реж. Михаилом Резниковичем. Тогда же под кровлей театра Леси Украинки был открыт первый музей Давида Боровского ведь этот театр он, родившийся в Одессе, называл своей малой родиной. Здесь зарифмовались его первые и последние работы. Текст жизни выдающихся личностей часто оказывается закольцованным, как в выстроенных художественных произведениях.
    Дни Киевского театра в московском музее Давида Боровского –знаменательное событие. В нынешнее время культура (в отличие от политики и экономики) оказывается главной объединяющей сферой существования. Поддержанию культуры в её до-рыночном качестве, несущей просветительско-нравственный посыл, и служит с какой-то неистовостью и беспощадностью к себе (кажется, все 24 часа в сутки) Дмитрий Викторович Родионов, директор Государственного центрального театрального музея, имеющего в Москве девять филиалов–мемориальных домов и квартир, а сейчас открывающего свои филиалы по всей России, вплоть до Дальнего Востока. И всегда все многочисленные «мероприятия» ГЦТМ происходят при личном участии Д.В. Родионова… На днях, 2 ноября, он открывал филиал в Зарайске, на родине основателя музея и обсуждал с главой Зарайского муниципального района вопросы проведения XI Бахрушинского благотворительного фестиваля и комплектования книг для библиотек Зарайска до 2014 года. Дмитрий Родионов передал в дар Зарайску 182 коробки с 2 000 книг .

    Неиссякаемого Вам энтузиазма и сил на всё, дорогой Дмитрий Викторович! Радости и вдохновения! Низкий поклон за неутомимое благое служение театру и культуре!

    • Уважаемая Светлана — добрый день!

      Огромное спасибо за Ваши комментарии на сайте cultobzor.ru — информативные и искренние!
      Очень хотелось бы получать Ваши впечатления, а может быть и другие материалы, почаще!

      И еще раз спасибо за слова о таком замечательном человеке как Дмитрии Викторовиче Родионове!

      • Замечательно (нарочно не придумаешь!), что сегодняшний Праздник народного единства приходится на день рождения Дмитрия Викторовича Родионова, генерального директора Бахрушинского (крупнейшего в мире) театрального музея. Ведь если ещё и есть что-то способное объединять, то это, в первую очередь, Культура Сохранить Культуру возможно, лишь активно её распространяя. Бахрушинский музей, объединяющий 11 филиалов, далеко не только столичных, старается в самых разнообразных формах приобщить к Театру как можно больше людей по всей России. Это обеспечивается неустанной деятельностью, невообразимой за всё ответственностью, а если без благоречия, нечеловеческой загруженностью, самосжиганием Дмитрия Родионова. Сам он говорит об этом с мало кому сейчас свойственной скромностью:
        «Наша сфера влияния на культурное пространство все время расширяется в России и за рубежом. Конечно, это требует постоянной концентрации сил всего коллектива, постоянного творческого напряжения, но это работа радостная, творческая, и мы стараемся выполнять ее достойно и на профессиональном уровне».
        Выставки (Родионов всегда вкладывется в них организационно, а часто и научно-художественно), бахрушинские кружки, возникшие в глубинке после проведённого Музеем (при всесторонней личной включенности гендиректора) всероссийского конкурса школьных сочинений, победители которого были награждены, помимо ценных подарков, новогодне-сказочными театрально-музейными каникулами в Москве, издательская деятельность, снабжение театральными материалами и литературой провинциальных музеев и библиотек, аж, до Сахалина (и туда не раз ездил ”курьером” при солидных грузах сам гендиректор), проведение научных конференций и многое, многое другое.
        При всем своём подвижничестве (и ртутной подвижности), крупный руководитель (субтильного сложения) Дмитрий Родинов умудряется найти время для преподавания и чтения лекции в ГИТИСе, быть не только главным редактором журнала «Сцена», но и писать (с душевной грацией), и снимать в своих бесчисленных командировках цветы. Из их полных изящества фотопортретов, снабжённых латинскими названиями, он уже сделал несколько календарей, таких восхищённо прекрасных, что убывание времени отмечаешь по ним бездумно.
        С рождением Вас, изумительнейший Дмитрий Викторович! И дай Вам Бог сил, здоровья и неиссякаемого вдохновения!!!

Добавить комментарий для Светлана Членова Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *