Лоренцо Лотто. Ренессанс в провинции Марке.

До 10.02.2013 в ГМИИ имени А.С.Пушкина.

Праздник итальянского искусства, проходящий в стенах ГМИИ имени А.С.Пушкина и включающий выставку итальянского рисунка из собрания музея и показ знаменитого «Кодекса о птицах» Леонардо да Винчи, получил своё блестящее завершение в лице выставки выдающегося мастера Возрождения Лоренцо Лотто. Это подлинный бриллиант в списке выставочных проектов музея, представляющий московскому зрителю одного из самых утонченных художников Ренессанса, великолепного портретиста и мастера религиозных композиций, картины которого очень редко демонстрировались в России.

Трагична судьба художника, в силу особенностей индивидуального стиля не вписывающегося в общую канву развития искусства. Парадокс, но уроженцы материковой части венецианских владений Джорджоне, Тициан, Веронезе, Бассано нашли признание и славу в Венеции, а уроженец владычицы морей вынужден был работать в Бергамо, Тревизо, Риме, скитаться по маленьким итальянским городкам в поисках заказов.

О превратностях пути художника ярко свидетельствует одна из картин, представленных на выставке. Верхняя часть «Мистического обручения Екатерины» представляет собой прямоугольник, густо замазанный серой краской. Это не небрежность художника или следы неумелой реставрации. Еще в 1527 году безызвестный французский солдат отрезал понравившийся фрагмент картины – великолепный пейзаж, искалечив шедевр Лотто.

Признание таланта и своё успокоение художник нашел в области Марке. Именно с этим связано большое число работ Лотто в местных музеях и что большинство работ на нынешней выставке оказались в Москве благодаря сотрудничеству ГМИИ и министерства культуры области Марке.

Ему бы родиться в другое время… Принадлежи Лотто одному поколению с Понтормо или Бронзино, я уверен, он был бы первой звездой маньеризма. Эпоха барокко была создана для него, с его экспрессивностью, чувственностью и блестящим мастерством построения сложных композиций. Лоренцо Лотто был предтечей многих путей развития живописи, искусствоведы находят в его творчестве связи с творчеством Караваджо, Рембрандта и даже Гойи.

Блестящая выставка, впечатления от которой превосходят ожидаемые. И пусть вас не смущает небольшое число полотен, все 10 демонстрирующиеся работы мастера – истинные шедевры живописи, во всей полноте представляющие художественный портрет Лоренцо Лотто. Мы видим и следы влияния на творчество художника его великих современников – Тициана, Рафаэля, Микеланджело, но и явственно ощущаем тот неповторимый стиль, который выделяет Лотто среди этих гигантов.

Стиль, о котором великий итальянский искусствовед Роберто Лонги сказал: «Если бы венецианское искусство пошло вслед за Лотто, то оно бы развивалось по пути не к Тинторетто, а к Рембрандту». Такие слова дорогого стоят, ставя Лотто на один уровень с двумя величайшими мастерами живописи и признавая особую линию развития изобразительного искусства, ставящую в центре внимания художника человека, мир его чувств и переживаний.

 

 

Информация (на 13.12.2012):

Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – основное здание

Адрес: улица Волхонка, дом 12 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)

Время работы: вторник, среда, пятница – воскресенье – с 10:00 до 19:00, в четверг с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: 300 рублей

Смотреть еще

ГМИИ имени А.С. Пушкина Выставка Испанская коллекция Из собраний российских музеев

Испанская коллекция. Из собраний российских музеев.

С 08.11.2023 до 24.02.2024 в ГМИИ имени А.С. Пушкина — Главное здание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *