Пятница , 19 апреля 2024

Портрет-пейзаж: границы жанра. Часть 2 – Портрет

В Государственном Центре современного искусства до 21.10.2012 тенденции развития портрета в современном искусстве

Впечатление колоссального разрыва между классическим наследием и творениями 21 века, рожденное при посещении первой части выставки в Музее современного искусства на Петровке, еще более усугубилось. Тем более само решение экспозиции выставочного зала (а в ГЦСИ зал один) еще резче подчеркнуло разницу между старыми мастерами и современным искусством.

Портреты классического периода сгруппированы в центре зала, образуя своего рода островок спокойствия, пределы которого собственно и не хотелось переступать.

И только эти произведения можно оценивать с точки зрения задач жанра портрета сложившихся за историю изобразительного искусства. Это прежде всего передача психологического образа портретируемого, его внутреннего мира, социального статуса, решение художественных задач.

Подтверждением тому служат великолепный «Мужской портрет» кисти Тинторетто и изящность и шаловливость эпохи рококо в «Портрете танцовщицы» неизвестного французского художника. На смену галантному 18 веку пришел 19 век с другими ценностями и оценкой положения человека в обществе – типичный образец классического стиля школы Давида «Портрет Клода-Мари Морена» Дюбуфа Старшего.

А что же нынешние? Что раскрывается в их работах? Какая связь образуются между зрителем и персонажами их работ? Извините – никакой! Как можно сравнивать, например, мир ребенка в работе Греза и уродливость маленького короля в работе Розмари Трокель?

Поставленные в ряд десяток телевизор, крутящих фильмы в перфомансе Марии Абрамович демонстрируют все что угодно, но не внутренний мир, эмоции и разум персонажа. Демонстрируется чистый физиологизм, поставьте вместо автора лягушку и ничего не изменится. Вот персонаж (или лягушка) открывает рот, вот делаются движения, произносятся звуки – животное вижу, личности — нет.

Казалось бы, именно в тенденциях развития портрета можно уловить и найти угадывание самого волшебного чуда в мире – человеческой личности. Но нет, если после первой части выставки я требовал от современного искусства — «Ищу человека!», то, после второй приходится сказать — «Увы, не нашел…»

 

Информация (на 04.09.2012)

Государственный Центр современного искусства

Адрес: улица Зоологическая дом 13 строение 2 (ближайшие станции метро «Барркадная», «Краснопресненская»)

Часы работы: со вторника по воскресенье с 12:00 до 20:00, выходной день понедельник.

Стоимость билетов на эту выставку — 200 рублей

Стоимость каталога — 500 рублей

Смотреть еще

Вечер перформансов (Мария Молокова, Анастасия Алёхина, Дмитрий Морозов).

Вечер перформансов (Мария Молокова, Анастасия Алёхина, Дмитрий Морозов).

13.09.2019 в Государственном центре современного искусства – ГЦСИ в составе РОСИЗО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *