Четверг , 25 апреля 2024

Пикассо и Брак в Дягилевских сезонах

Волшебный мир балета в Музее имени Бахрушина до 30.09.2012

Проект не претендует на сенсационность или скандал, хотя сами по себе имена, составляющие предмет выставки – Пикассо, Брак, Дягилев – повод для информационной бомбы. Нет, это удивительно спокойная и камерная выставка для людей, интересующихся не только одной узкой областью культуры, а чудесным результатом содружества многих муз – ведь балет это и танец, и музыка, и живопись, и литература.

Выставка также требует некоторой подготовленности и дальнейшего развития в познании мира искусства. В этом видит свою главную задачу Борис Фридман, любезно представивший для нашего обозрения редкие издания эскизов костюмов и декораций к двум балетам Сергея Дягилева работы Пабло Пикассо и Жоржа Брака из своей коллекции.

Вот и мне, вдохновившись призывом Бориса Фридмана, пришлось найти в своих закромах и еще раз просмотреть диск «Пикассо в балете» с записями балетов, оформителем которых был великий испанец. А также прочитать (каюсь – раньше не читал) искрометную комедию-балет «Несносные» Мольера.

Cама комедия была написана, разучена и поставлена всего за пятнадцать дней, она полна озорства, комических и любовных ситуаций. Также и сюжет одноактного балета Мануэля де Фалья «Треуголка» построен на типичном сюжете театра-пантонимы. Это история влюбленных мельника и его жены, и губернатора, который пытается соблазнить жену мельника, что приводит к его публичному осмеянию.

Также легки, озорны и быстры были кисти Жоржа Брака и Пабло Пикассо при работе над оформлением этих спектаклей. Ниспровергатели старого искусства, обратившись к классическим театральным сюжетам, были, очевидно, настолько захвачены изяществом и галантностью действа, стихией фламенко или блеском двора Короля-Солнца, что создали декорации и костюмы вовсе не в авангардном стиле, который можно было ожидать от создателей кубизма.

Отдельной исторической линией станет для многих открытие в полном масштабе имени выдающегося танцовщика и хореографа Леонида Федоровича Мясина.

Ведь не только для Пикассо работа над балетом «Треуголка» была вершиной его театрального искусства. Это был звездный час и для Леонида Мясина. Первоначально он был только постановщиком балета, в котором хотел объединить национальные испанские танцы и классический балет.

Но в ходе репетиций выяснилось, что солист не может реализовать в полном объеме задумки хореографа, и Дягилев принял решение, что главную партию будет танцевать сам Мясин. Балет был поставлен в 1919 году и имел оглушительный успех. С тех пор «Треуголка» путешествует по сценам мировых театров.

Так взошла звезда великого мастера русского балета, который стал премьером дягилевского балета, а после смерти Сергея Павловича Мясин основал труппу «Русский балет Монте-Карло», которая сохранила традиции русских сезонов.

Спасибо организаторам этой замечательной выставки за приглашение к открытию новых страниц мира искусства и погружение в волшебный мир балета.

В качестве бонуса к фотографиям с открытия выставки — фрагменты постановки балета «Треуголка» на сцене Парижской Оперы. Спектакль 2005 года демонстрирует весь блеск декораций и костюмов, созданных по эскизам Пабло Пикассо

Информация (на 05.09.2012):

Театральный музей им. А.А. Бахрушина Адрес: улица Бахрушина, дом 31/12 (ближайшее метро «Павелецкая-Радиальная и Кольцевая»)

Часы работы: понедельник, среда – воскресенье с 12:00 до 19:00, выходной день – вторник и последний понедельник каждого месяца.

Стоимость билетов – 200 рублей, разрешение на фотосъемку – 100 рублей.

Смотреть еще

МХАТ имени Горького Выставка Татьяна Доронина Королева, виват!

Татьяна Доронина. Королева, виват!

С 08.09 до 30.09.2023 в МХАТ имени Горького.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *