Четверг , 25 апреля 2024

Евгения Мальцева. Духовная брань.

В Галерее Марата Гельмана в Центре современного искусства Винзавод

«……………………………………………………………………………………………»

(здесь был длинный текст, удаленный самим автором, как ненужный)  

Но я в этом не участвую!

Это моя принципиальная позиция. Художественная выставка меня интересует только как явление в искусстве, ставящее и решающее именно художественные задачи в контексте развития современного общества.

И данная выставка, убирая все лишнее и политизированное, ставит одну очень важную проблему: соответствует ли художественный язык религиозных произведений, создаваемых именно сейчас видению и ожиданию верующего или еще ищущего человека 21 века.

На самом деле это очень важно. Именно с поиска этого соответствия началась религиозная революция Реформации, совершенная Мартином Лютером. А ведь пастор поставил перед собой очень простую задачу – чтобы христианские проповеди были понятны и находили отзвук в окружающей его пастве.

Великий Джотто в поисках современного художественного решения (в понимании человека 13 века) совершил подобную революцию в европейском искусстве. А ведь идея была точно такой же – простым, реалистичным, и самое главное доступным языком изобразить священные сюжеты.

Русская иконопись пережила ярчайший расцвет в эпоху духовного становления нации, озаренному Сергием Радонежским и Андреем Рублевым. Искра божья озаряет своим светом эти чуда рук человеческих и до сих пор находит и будет в веках находить отклик в сердце русском.

Так же и творчество Михаила Нестерова находилось в полной гармонии с философскими и религиозными поисками русского общества серебряного века, отвечала его духовным запросам. Но между тем и Андрей Рублев, и Дионисий, и Ге, и Нестеров, и Рерих и т.д. не отвечают жестким каноническим требованиям, они создавали новый художественный язык, соответствующий их времени.

Что происходит с нашим обществом сейчас, стоим ли мы на пороге революционных изменений в религиозном мировоззрении общества, будет ли духовная брань и раскол усугубляться, раздавит ли неуклюжий носорог российской государственности наше просыпающееся свободное мышление или мы сами выплеснем вместе с водой ребенка – абсолютно не ясно. Более того, весь опыт подсказывает, что в нашей жизни ничего не меняется, меняться может только сам человек.

К сожалению, в связи с политической и иной шумихой и событиями, развернувшимися вокруг этого проекта, эта проблема фактически отброшена. И значит задача выставки, заявленная устроителями, не выполнена. Да и входила ли эта задача в их планы?

Это ни в коей мере не относится к творчеству самой Евгении Мальцевой — похоже, она сама не понимала во что ее втянули. Сами художественные решения у меня лично не вызывают отторжения, более того — они действительно интересны. Но в контексте сиюминутности реакции на внешние события художественные произведения утрачивают свое лицо.  На отрицании не вырастишь гармонию и свет веры.

А ведь этот мир гармонии совсем рядом от Галереи Марата Гельмана. Всего в 100 метрах от нее открыта выставка чудесной Татьяны Глебовой. Свет духовный и человеческий озаряет ее творчество. Но, увы, кому это нужно – ни телекамер, ни внимания прессы…

Смотреть еще

Елена Ковылина Параллельные игры Галерея Файн Арт Винзавод

Елена Ковылина. Параллельные игры.

С 05.12.2023 до 21.01.2024 в Галерее «Файн Арт» в ЦСИ «Винзавод».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *